Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Меню
Все разделы
Старая версия сайта

Школьно-университетское партнерство

Школьно-университетское партнерство как сетевое взаимодействие образовательных организаций

Первоочередной задачей модернизации российского педагогического образования является усиление практической подготовки обучающихся к реализации различных видов профессиональной деятельности с целью приведения в соответствие профессиональных компетенций выпускников педагогических программ принципиально новым требованиям, предъявляемым к деятельности современного учителя и качеству образования школьников (рис. 1).


Рисунок 1

Результаты международных сравнительных исследований, а также данные опросов выпускников и работодателей, свидетельствуют о высоком уровне владения предметными знаниями российских учителей. Вместе с тем, исследования навыков применения предметных знаний в решении практических задач показали наличие серьезных затруднений в реализации знаниевого потенциала российскими учителями, и как следствие, школьниками (рис. 2). Подготовка учителя знающего, но не умеющего сегодня становится базовой проблемой педагогического образования, поскольку в рамках традиционного репродуктивного обучения без усиления практической составляющей подготовка учителя умеющего не представляется возможной.


Рисунок 2

С позиций деятельностного подхода, формирование компетенций, определяющих успешное вхождение и профессиональное развитие будущих педагогов возможно исключительно в условиях образовательной организации, представляющей, с одной стороны, образцы профессиональных действий и технологий, с другой — поле для наработки опыта решений педагогических проблем.

Усиление практической подготовки обучающихся к реализации различных видов профессиональной деятельности предполагает насыщение программ педагогического образования разветвленной системой практик и стажировок в условиях образовательных организаций посредством сетевого взаимодействия на принципах школьно-университетского партнерства.


Рисунок 3


Рисунок 4


Рисунок 5

Школьно-университетское партнерство в контексте модернизации российского педагогического образования понимается как сетевое взаимодействие образовательных организаций общего и высшего образования с целью приведения программ подготовки педагогических кадров в соответствие с требованиями профессионального стандарта педагога посредством усиления практической подготовки будущих педагогов (А. А. Марголис, научный руководитель проектов «Прикладной бакалавриат» и «Профессиональная (педагогическая) магистратура» ПМПО РФ).

Базой реализации школьно-университетского партнерства являются стажировочные и инновационные площадки (рис. 6).

Нормативно-правовое обеспечение реализации сетевого взаимодействия

  1. ФЗ-273 «Об образовании в РФ»
    Часть I статьи 13, статья 15
  2. Методические рекомендации по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ
    Письмо МОиН РФ от 28 августа 2015 № АК-2563/05
  3. Типовая форма договора о реализации образовательной программы
    Приложение 2 методических рекомендаций «Образец варианта использования ресурсов иных организаций»
  4. Локальные акты УрГПУ
    Положения

Формы реализации школьно-университетского партнерства

  1. Основные образовательные программы
    Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров.
  2. Программы дополнительного образования
    Регламентируется на основании организационно-правовых механизмов и требований, принятых в системе дополнительного образования. Требования к составлению и оформлению дополнительной профессиональной программы представлены в рекомендациях ЦНО.

Организационные формы взаимодействия вуза и школы


Рисунок 6


Рисунок 7

Процедура организации школьно-университетского партнерства


Рисунок 8

Педагогическая интернатура является одной из форм школьно-университетского партнерства. Вопрос о введении педагогической интернатуры имеет актуальность как в педагогическом сообществе, так и на уровне федеральных инициатив (рис. 9).

С 2014 года УрГПУ принимает участие в проекте «Педагогическая интернатура» в гимназии № 47.

С 2015 года в УрГПУ ведется разработка и подготовка к апробации (с февраля 2016) инновационного проекта педагогической интернатуры в формате дополнительной образовательной программы (рис. 10).

Педагогическая интернатура УрГПУ как инновационный проект реализации школьно-университетского партнерства


Рисунок 9

Программа педагогической интернатуры УрГПУ имеет модульную структуру и разработана совместно представителями университета и образовательной организации (базы интернатуры). Каждый модуль направлен на формирование определенного набора профессиональных действий, соответствующих требованиям профессионального стандарта педагога и отраслевой специфики образовательной среды. Актуальность такого модуля определяется отсутствием заданных в нем образовательных результатов в основных образовательных программах подготовки педагогов (рис. 11).


Рисунок 10


Рисунок 11

Организационная модель педагогической интернатуры УрГПУ разработана с учетом достижений и ограничений существующего опыта подготовки учителей в отечественном и зарубежном образовании (рис. 12). В соответствии с целями Проекта модернизации педагогического образования, ключевым элементом предлагаемой модели педагогической интернатуры является усиление развития практических компетенций посредством разработки на деятельностной основе новых теоретических курсов и системы практик (стажировок) на базе школ-партнеров.

Педагогическая интернатура в УрГПУ

Научный задел инновационного проекта «Педагогическая интернатура»

  • Заявка на основной конкурс РГНФ 2016 «Педагогическая интернатура как инновационный проект Уральского государственного педагогического университета (ФГБОУ ВПО „УрГПУ“)» (№ 16-06-00681). Руководитель: Н. О. Леоненко
  • С. А. Минюрова, Н. О. Леоненко. Педагогическая интернатура как инновационный проект вуза // Высшее образование в России. № 10. 2015. С. 37–47.
  • Заявка на конкурс федеральных инновационных площадок, осуществляющих деятельность в сфере образования по одному или нескольким направлениям в рамках инновационных проектов (программ), выполняемых по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации: Проект «Педагогические кадры XXI века» (руководитель — И. Я. Мурзина); подпроект «Педагогическая интернатура как инновационный проект Уральского государственного педагогического университета» (ФГБОУ ВПО «УрГПУ») (руководитель — Н. О. Леоненко).
  • С. А. Минюрова, Н. О. Леоненко. Педагогическая интернатура как форма реализации школьно-вузовского партнерства // Вестник педагогических инноваций. Электронное научное издание / Материалы Всероссийской конференции «Модернизация педагогического образования в РФ: подходы, технологии, перспективы» — 9 октября 2015 г. — Новосибирск: НГПУ. С. 18–25.
  • С. А. Минюрова, Н. О. Леоненко, Л. А. Максимова. Инновации в сфере психолого-педагогического образования: сетевые формы обучения как инструмент повышения качества высшего профессионального образования // Вестник Ошского гуманитарно-педагогического института им. А. Ж. Мырсабекова. № 2 (12). 2015. С.13–17.
  • С. А. Минюрова, Н. О. Леоненко. Педагогическая интернатура как инновационная форма практической подготовки учителя // Монография «Понятийный аппарат педагогики и образования». — Уральский гос. пед. ун-т. 2016.