Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Меню
Все разделы
Старая версия сайта

Инженеры широкого профиля

Солнечная батарея, датчики движения, фотореле освещения, ветрогенератор, которые можно исследовать, менять направление, снимать показания. 3D — принтер, послойно отливающий объемные объекты по цифровой модели. Робот-скорпион, двигающийся вперед и назад, обходя препятствия, автоматический жук, старательно машущий крыльями, маленький андроид, пока отказывающийся подчиняться командам человека. Все это оборудование (и многое другое) стоимостью в три миллиона рублей институту физики, технологии и экономики УрГПУ передано на безвозмездной основе партнерами форума «Педагоги России».

В апреле этого года в педагогическом университете открыта первая стажировочная площадка экспертного совета при Свердловском региональном отделении партии «Единая Россия» по содействию программе «Уральская инженерная школа». Событие знаковое, имеющее длительную предысторию.


Годом ранее

Началось все почти год назад. В рамках проекта «Единая промышленная карта» в августе прошлого года прошла «Уральская инженерная неделя». На площадке лицея № 110 им. Л. К. Гришиной Екатеринбурга состоялась выставка современного оборудования, в том числе для проведения лабораторных работ по физике. На этой экспозиции побывал директор института физики, технологии и экономики УрГПУПетр Зуев с коллегами и, конечно, начал мечтать о том, чтобы иметь такое оборудование в своем институте.

Проект «Единая промышленная карта» Свердловское региональное отделение «Единой России» осуществляет с июля 2015 года. Он направлен на раннюю профессиональную адаптацию школьников. Свои ворота и двери для детей открыли уже 130 предприятий. В проекте участвуют 150 школ.

Во время проведения «Уральской инженерной недели» преподаватели института физики, технологии и экономики УрГПУ также приняли участие в трех семинарах курса обучения «Инструменты для эффективного развития инженерной школы», вызвав своим профессионализмом уважение автора проекта «Единая промышленная карта» Вероники Пиджаковой.


Инновационные площадки

В марте 2015 года Правительством Свердловской области был утвержден Порядок признания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, региональными инновационными площадками в Свердловской области.

Региональными инновационными площадками признаются организации, имеющие существенное значение для обеспечения модернизации и развития системы образования Свердловской области. Общее руководство подготовкой и проведением процедуры признания организаций региональными инновационными площадками осуществляет областное Министерство общего и профессионального образования.

Научный руководитель УрГПУ Борис Игошев был назначен председателем экспертной комиссии. Отбор был очень жесткий. По итогам экспертизы 175-ти заявок образовательных организаций только 38 были признаны региональными инновационными площадками.

Среди них — средняя общеобразовательная школа № 64 из г. Лесного, которая стала региональной инновационной площадкой по формированию инженерной культуры школьников на основе деятельности STEM-центра с проектом «Открой себя для будущего».

Какое отношение все это имеет к стажировочной площадке УрГПУ? Самое непосредственное. Петр Зуев, директор института физики, технологии и экономики, является научным руководителем 64-ой школы г. Лесного, и с его непосредственным участием была разработана программа STEM-центра.

Следующим шагом стало решение Свердловского отделения партии «Единая Россия» оснастить региональные инновационные площадки новым оборудованием для развития инженерного мышления детей, проведения лабораторных работ по физике, о чем стало известно Петру Владимировичу.


Далее нужно было убедить региональные власти партии и региона, что прежде, чем передавать оборудование в школы, необходимо научить педагогов применять его на уроках. Так возникла идея стажировочной площадки в УрГПУ для непрерывного обучения педагогического сообщества работе на инновационном оборудовании. Убеждали не только словом, но и делом, проводя целый цикл мероприятий в рамках проекта «Уральская инженерная школа».

Трехстороннее соглашение

В итоге в ноябре прошлого года на площадке Национального чемпионата сквозных рабочих профессий высокотехнологичных отраслей промышленности WorldSkillsHi-Tech — 2015 было подписано трехстороннее соглашение между Свердловским отделением партии «Единая Россия», Уральским государственным педагогическим университетом и Дирекцией Всероссийского форума «Педагоги России: Инновации в образовании».

«Подписание соглашения является не просто значимым, но знаковым, — отметила тогда в приветственном слове ректор УрГПУ Алевтина Симонова. — Мы благодарны Свердловскому отделению партии „Единая Россия“ за то, что они ведут такие общественно значимые проекты, придающие импульс развитию как сферы образования, так и всей Свердловской области».

По словам автора концепции детского технопарка, директора Всероссийского Форума «Педагоги России: инновации в образовании» Вероники Пиджаковой, подписание соглашения будет способствовать созданию пилотного технопарка, в который войдут лаборатория по усиленной подготовке учащихся по электротехнике, электронике, автоматике, центр подготовки учащихся к участию в международных робототехнических соревнованиях и молодежном космическом форуме, экологические лаборатории, лаборатория «3D-протатипирование», центр инженерного созидания и опытная лаборатория для обучения учителей физики «Эксперимент в системе обучения физике». Так что открытие стажировочной площадки УрГПУ — это первый шаг на пути создания технопарка.

Первый десятый класс

Так институт физики, технологии и экономики стал координатором проекта по подготовке учителей физики, технологии, информатики и педагогов дополнительного образования к работе с инновационным оборудованием. Сегодня специалисты института готовятся к проведению непрерывной серии курсов для педагогов, начиная с сентября следующего учебного года.

— Наша заслуга, — считает Петр Зуев, — что мы наконец-то убедили общественность в том, что инженеров, как олимпийцев, нельзя подготовить за 4 года, начинать инженерное образование надо с детского сада. Поэтому в арсенале стажировочной площадки есть не только сложнейшее электротехническое оборудование, но и наборы конструкторов для детей 4-5 лет. Работе с детьми на базе лего-технологий педагогов также необходимо учить. Развивать у детей конструкторское мышление — это не учить их повторять по образцу, а из тех же деталей создавать что-то оригинальное, свое.

Кроме того, на стажировочной площадке планируется не только работа с учителями, но и со студентами, будущими педагогами, и, конечно, со школьниками. Так, уже этим летом здесь будут работать учащиеся нового инженерного лицея.

Напомним, что институт физики, технологии и экономики является разработчиком концепции Инженерного лицея на базе 22 школы г. Верхняя Пышма. После долгого процесса согласования проекта концепции с руководством УГМК, Технического университета УГМК, обсуждения ее с педагогами 22-ой школы,18 мая этого года она наконец-то была утверждена и подписана.

«Первый» десятый класс инженерного лицея сегодня набран, ребята успешно прошли тесты на знание физики, профориентационные и психологические. Идет набор второго десятого класса. Летом ИФТиЭ организует для них летнюю площадку, где профессор Валерий Сидоров прочитает лекции об исследованиях металлов и познакомит их со знаменитым центром «Расплав», профессор Леонид Сон расскажет о перспективах развития науки, профессор Александр Усольцев — о технических инновациях, а профессор Петр Зуев — о методологии проектно-исследовательской деятельности. И новое оборудование придется как раз кстати.

В период пребывания в лагере новым инженерным лицеистам уже предстоит выбрать тему исследовательского проекта, который они должны выполнить в течение двух лет обучения. Уже сегодня технический отдел УГМК работает над формулировкой проблем, которые требуют инженерного решения.

— Инновация связана не только с генерированием идеи, а с процессом, когда идея доводится до состояния, приносящего прибыль, — рассказывает Петр Владимирович. — Инновационный цикл состоит из анализа имеющихся идей, создания новой идеи, разработки условий для ее реализации, поиска инвестиций, запуска в производство и получения прибыли. Современному инженеру необходимо быть изобретателем, оратором, организатором, экономистом, предпринимателем, техническим экспертом, менеджером по продажам. Совмещать семь профессий в одном, чтобы быть успешным. Когда данный цикл закончен, инновация перестает таковой быть, она становится обычным заурядным явлением, которое со временем может устаревать и заменяться другой инновацией. Вспомните наши телевизоры или магнитофоны.

Взращивать вот таких «инженеров широкого профиля» призваны учителя, а помогать им в этом — специалисты университета, владеющие методиками работы с уникальным оборудованием новой стажировочной площадки.

Текст — Татьяна Мостон,
фото — Татьяна Мостон и Вадим Осипов