Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Меню
Все разделы
Старая версия сайта

Инвестиции в будущее

У Анджеллы Нефедовой, начальника отдела профориентации и продвижения образовательных программ, понедельник, как в известной повести Стругацких, начинается в субботу. Впрочем, воскресенье тоже плавно перетекает в рабочий день.


Прошедшие выходные дни прошли удачно. Анджелла Николаевна вволю «побродила» по сайтам вузов в поисках необходимой информации о подготовительных отделениях. В каждодневной суете времени на это не хватает. А информация необходима.

На 2016–2017 учебный год УрГПУ выделено 25 бюджетных мест для слушателей подготовительного отделения. Эти места предоставляются лицам определенных социальных категорий: сиротам, инвалидам, некоторым категориям военных. Для запуска этого структурного подразделения необходимо прописать положение, определить структуру, проработать условия приема и обучения. На сегодня основополагающего материала не так много, чтобы это отделение начало функционировать.

Подготовительное отделение — это довузовская подготовка, которую могут пройти те, кто не поступил в университет, кто давно окончил школу, и учащиеся колледжей. На подготовительном отделении получают качественную подготовку для сдачи ЕГЭ и вступительных испытаний в университет.

— Совершенно справедливо, что подготовительные отделения организуются с целью повышения общего уровня знаний абитуриентов в конкретных областях. Однако, на мой взгляд, у подготовительного отделения есть еще очень важная задача, — говорит Анджелла Николаевна, — и состоит она в том, чтобы формировать мотивацию и готовить человека к обучению в университете. В этом случае процесс адаптации первокурсников будет не таким болезненным: они придут в знакомую среду, у них будут необходимые средства, которые помогут им быстрее стать студентами. На этом отделении может учиться молодежь Екатеринбурга указанных выше категорий, и могут учиться приехавшие из области. Им предоставляется общежитие и выплачивается стипендия. Как показывает опыт разных вузов, существуют разные формы обучения. Мы пока планируем только очную: пять дней в неделю, по три пары в день.

Итак, выходные прошли не напрасно, а понедельник начался с обработки материала по школьным олимпиадам. В данный момент идет серьезная подготовка в этом направлении. И здесь, как и везде, все начинается с документов.

— Я буквально собираю нормативную базу, которую мы должны знать, — показывает начальник отдела на объемистую папку. — Это документы, которые регулируют процесс организации и проведения олимпиад для школьников. На основе их мы начнем с сентября с учебными подразделениями как организаторами олимпиад систематическую, планомерную подготовку и оформление документов-заявок для включения в перечень олимпиад школьников на 2017-2018 учебный год. Подготовительная работа в этом направлении обеспечит возможность нашему университету быть включенным в перечень вузов, на базе которых проводятся олимпиады. Поскольку это связано с преимуществами для абитуриентов, то это может обеспечить их приток. Хотелось бы, чтобы в этот процесс по возможности включились все учебные подразделения. Моя задача как человека, который курирует профориентацию, сводится к тому, чтобы собрать сведения о тех олимпиадах, которые проходят на базе университета, обобщить, систематизировать, выставить на сайт УрГПУ для общего доступа. В настоящее время на базе трех учебных подразделений нашего университета уже не первый год проводится второй региональный этап всероссийской олимпиады школьников. Это географо-биологический факультет, институт филологии, культурологии и межкультурной коммуникации — кафедра культурологии, и институт менеджмента и права — факультет юриспруденции. И это еще не все. Мы также предлагаем в помощь ребятам Школы подготовки к заключительному этапу Всероссийской олимпиады школьников. Наш отдел подключается к этой работе на уровне сопровождения как организаторов, так и участников.


Еженедельник Нефедовой — неотъемлемый атрибут рабочего дня. По внешнему виду он напоминает гроссбух, с таблицами цифр, четким планом каждого дня, цветными закладками, многочисленными вклейками планов мероприятий, подведением результатов Дня открытых дверей.

День открытых дверей, как его кратко называют, ДОД, отдел профориентации организовывает совместно с «Приемной комиссией» и учебными подразделениями. Со временем механизм взаимодействия все более отлаживается. Раньше, работая в Институте психологии, Анджелла Николаевна участвовала в дне открытых дверей со стороны конкретного учебного подразделения. И признается, что задачи при этом стоят, конечно, другие. Тогда она рассказывала о преимуществах одного подразделения, сейчас ее команде необходимо доказать эффективность университета в целом, да так, чтобы будущие абитуриенты сделали выбор в пользу УрГПУ.

В течение учебного года университет открывает двери для потенциальных абитуриентов несколько раз. И каждая такая встреча приносит свои неожиданные результаты. Например, завершающий ДОД, тот, что проходил 15 мая, был отмечен приехавшими из других регионов России абитуриентами, имеющими твердое намерение поступить в Уральский педагогический. Другая приметная черта — это качественный рост выпускников, что так важно для любого вуза. Были введены свои новшества и со стороны организаторов.


— В этот день пока на уровне пилотного проекта мы предложили новую форму работы, — рассказывает Анджелла Николаевна. — Вместо традиционного этапа, в ходе которого для абитуриентов проводились мастер-классы и лекции-презентации, мы организовали встречу с выпускниками нашего университета, которые уже выстроили свою карьеру и достигли определенных высот, о чем они и рассказывали школьникам. К этой идее мы пришли одновременно с редакцией газеты «Народный учитель», о чем свидетельствуют публикации в этом номере газеты, и надеюсь, продолжим сотрудничество в этом направлении. По обратной реакции, которую я получила от ребят и их родителей прямо на встрече с выпускниками вуза, могу судить, что у проекта есть перспектива. Вот один из отзывов: «То, что нам сегодня рассказали, очень полезно было услышать. Мы узнавали об успехах реальных людей, окончивших этот вуз». Думаю, это — эффективный источник формирования мотивации, — говорит Анджелла Николаевна и поднимает телефонную трубку.

Звонок из Анапы. Представителей университета приглашают с презентационными мастер-классами, позиционирующими деятельность нашего вуза, в начале июня на открытие сезона во всероссийский детский центр «Смена», в Краснодарский край. Конечно, приглашение поступило поздно, и в этом году вряд ли им можно воспользоваться. Но Анджелла Николаевна оптимизма не теряет. И делает пометку в своем гроссбухе, объясняя свое намерение:

— Попробуем наметить это перспективное направление на следующий год. Студенты нашего университета уже второй год ездят в этот центр для работы в качестве вожатых. Значит, о нашем вузе уже знают. Если такая масштабная смена проводится ежегодно, то может быть, получится свозить туда наших ребят, чтобы представить университет и провести несколько мастер-классов. Это другой формат знакомства с вузом. Сейчас я узнала, как у них все организовывается и проходит. Конечно, это было бы интересно для нас. О вузе необходимо заявлять на всех уровнях, формировать положительный имидж, и только тогда мы можем рассчитывать на интерес со стороны абитуриентов.

Рабочий день в самом разгаре. Начальнику отдела профориентации совместно с руководителем «Приемной комиссии» Ильей Баёвым необходимо решить множество вопросов, связанных с оформлением документов по организации приемной кампании, которая уже совсем не за горами. Прилагается максимум усилий для того, чтобы сделать трудоемкий процесс приема документов и набора студентов на первый курс наиболее комфортным для всех сторон — абитуриентов и сотрудников.

Параллельно решаются вопросы по организации рекламы на TV и по размещению материалов о вузе в социальных сетях на весь период Приемной кампании 2016 г., по включению в межрегиональный проект — лонгрид «Справочник по вузам».

Что называется, без отрыва от других документов, Анджелла Николаевна, оформляет заявку на печать справочника абитуриента, который пользуется большим спросом у школьников. К приему все материалы рекламного характера должны быть готовы.


— Справочник — очень замечательный, — искренне радуется Нефедова. — Сформирован он так, чтобы учить абитуриентов быть грамотными и правильно ориентироваться в представленной на страницах навигации. Поэтому и мы, выступая перед школьниками, начинаем их знакомство с этой самой навигацией. Справочник мы распространяем в школах Екатеринбурга и области в рамках проекта «Образовательный марафон». Выдавали его и тем, кто приезжал на экскурсии в УрГПУ.

В профориентационном проекте «Образовательный марафон» в завершающемся учебном году УрГПУ участвовал впервые. Это дало возможность сотрудникам отдела профориентации представить педагогический университет в 65 школах и 8 колледжах Екатеринбурга и распространить там необходимую рекламу, в том числе о правилах приема.


Нередко можно было встретить Анджеллу Николаевну, отправляющуюся в командировку в города области, с полными сумками печатной продукции. За прошедший учебный год удалось посетить 10 городов Ревду, Первоуральск, Реж, Кировград, Верхнюю Пышму и другие, где на базе какого либо образовательного учреждения проходили встречи с широкой аудиторией школьников, по 300–400 человек.


— Чтобы оценить эффективность профориентационных мероприятий, в этом году мы запустили еще один проект, в котором участвует наш отдел, отдел «Приемная комиссия» и управление информатизации. Цель его состоит в том, чтобы анализируя анкетные данные, занесенные в электронную базу нашим отделом на этапе проведения мероприятий, и «Приемной комиссией» на этапе приема документов, управление информатизации, используя средства для сравнительного анализа получаемых данных, идентифицирует одни и те же данные, вследствие чего мы можем понять, кто после участия в профориентационных мероприятиях пришел к нам с документами. Не думаю, что в первый же год мы получим результат с большим плюсом. Профориентационная работа, как и любой пиар, не может быть рассчитана на мгновенный результат. Это — долгосрочные инвестиции, но отказываться от них нельзя. Только постоянно пропагандируя университет, мы можем поддерживать его статус и привлекать к нему внимание.

Профориентационная работа традиционно в каждом вузе проводится испокон веков. И Анджелла Николаевна с благодарностью отзывается о тех, кто идет с ней в этом направлении параллельно и помогает друг другу. Прежде всего, это управления социальной и воспитательной работы, студенческие объединения, все, кто в самой разной форме позиционирует УрГПУ на самых разных форумах и мероприятиях. Сегодня, когда обострилась конкуренция вузов за абитуриентов, совместная профориентационная работа по всем направлениями активизировалась и актуализировалась, в связи с чем, применяются и новые формы.


Пока мы разбирались с участием в марафоне, по электронной почте поступило предложение на участие в образовательной выставке в сентябре текущего календарного года, что стало поводом к новой теме.

— В этом году мы были задействованы в четырех выставках: «Навигатор поступления», которая прошла, в сентябре и феврале, в Национальном чемпионате сквозных рабочих профессий высокотехнологичных отраслей промышленности «WorldSkills» — в ноябре, и в «Образовании от А до Я. Карьера» — в марте. Через наш стенд прошло разное количество школьников и взрослых. Лично я отдала предпочтение «Навигатору поступления». Эта выставка состоялась за неделю до нашего первого Дня открытых дверей. И многие кто посетил выставку, пришел потом и в университет. И эти заявленные 500 человек, можно считать хорошим результатом. Более того, многие из них стали уже нашими традиционными визитерами. Например, мальчик учится в 7 классе и приходит к нам с папой на третий День открытых дверей, объясняя это тем, что они просто ходят и знакомятся с вашим вузом, говорят: «Чем больше ходим, тем больше нравится». Каждый такой день интересен по-своему. На завершающем Дне открытых дверей я услышала такое мнение: «Мы побывали в разных учебных подразделениях, у нас есть возможность выбора. Мы теперь знаем, куда пойдем учиться». И я этому рада. Работая в таком формате, мы профориентацию сводим не к насаждению своей позиции, что сегодня происходит сплошь и рядом, а к предоставлению абитуриентам права выбора.


Анджелла Николаевна — очень быстрый человек. Ее стремительную походку в течение одного рабочего дня можно увидеть в самых разных отделениях университета. Хватает ли ей рабочего дня?

— Часто, нет, — отвечает она. — Когда заканчивается формальный рабочий день, начинается самый разгар работы. Все ушли, никто не дергает, и можно погрузиться в те бумаги, которые наконец-то дождались своей очереди.

И хорошо, что сегодня тоже задержалась. Нашлась минутка обсудить по телефону предложение, поступившее от руководства Артемовского городского округа о работе студентов УрГПУ в качестве вожатых в «Загородном оздоровительном комплексе имени П. Морозова», в состав которого входят 2 санаторных лагеря круглогодичного действия «Салют» и «Талый ключ». С просьбой о вожатых, они, конечно, припозднились. Тогда решено было организовать сводную группу из 8 студентов из разных учебных подразделений, с которыми намечено провести собрание.

— Если они выедут в лагерь на работу, то я обязательно туда съезжу, — говорит Анджелла Николаевна. — Посмотрю, как они себя там чувствуют, и если получится, то обязательно выйду на долгосрочное соглашение с руководством лагеря с целью проведения профориентационных смен. Как у нас получится, пока не знаю, — размышляет Анджелла Николаевна. — Но некий алгоритм уже нами разработан. — И тут же спохватилась, что завтра должна проработать документ по участию в городском профориентационном проекте «Профи-дебют».

— В этом году нам удалось выйти в пять районов нашего города и на базе информационно-методических центров включиться в собрание, куда приглашаются представители школ, которые в рамках этого проекта ведут набор и сопровождают ребят в вузы. Надо как можно больше делать таких шагов, которые нам в будущем позволят шагать более быстрыми темпами в самых разных направлениях.

В завершении своего продленного дня Нефедова заглянула в группу «Шпаргалка абитуриента УрГПУ» «Вконтакте», которую ей удалось запустить в популярной социальной сети при помощи студентов и специалистов со стороны. Сегодня в группе 216 пользователей, которые могут знакомиться с постоянно обновляемым материалом, проходить тестирование, задавать вопросы. Анджелла Николаевна вместе со своим помощниками, сохраняя диалог с пользователями, за прошедший учебный год ответила на шестьдесят.

И все же пора завершать рабочий день, а то он угрожает плавно перейти в новый.

© Наталья Паэгле
Фото — Вадим Осипов