Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Меню
Все разделы
Старая версия сайта

Лицом к лицу

В статье 3 Федерального закона об образовании изложены принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования. В частности, указывается на то, что на территории Российской Федерации предусмотрено единство образовательного пространства, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства.  

Спальная окраина

Как известно, все закладывается в детстве и начинается со школы. Именно школа, как никакой другой социальный институт, лицом к лицу столкнулась  в последние годы с таким явлением, как общение с иноязычными детьми. Как правило, это выходцы из семей трудовых мигрантов, или тех, кто приехал в Россию из стран СНГ в силу самых разных социальных причин. В школах также учатся представители разных национальностей и народностей РФ. И как создать в рамках одного пространства комфортную среду для всех – тех, кто родился в этом городе, и кто приехал сюда с родителями, кто говорит в семье на родном языке, а в школе и во дворе слышит русскую речь, как привить чувство взаимного уважения, понимания и приятия друг друга?

Увы, но факты, опубликованные на сайте Министерства образования и науки РФ, подтверждают, что ведомство не располагает данными о том, сколько сегодня детей, не владеющих уверенно русским языком, учится в образовательных учреждениях. Ведь этническая и гражданская принадлежность не являются критериями, по которым набирают в школу. Несомненно, что данный подход продиктован защитой прав ребенка. С другой стороны, возможно, знание подобной статистики позволило бы решать проблемы, которые реально существуют, особенно в районах компактного проживания трудовых мигрантов и этнических меньшинств. Есть такие микрорайоны и в Екатеринбурге. Один из них Елизавет, расположенный в Чкаловском административном районе. Елизавет даже географически отрезан от города, не столько в силу своей отдаленности, сколько исторически сложившегося расположения. С одной стороны он граничит с рекой Патрушихой и Уктусскими горами, с другой от внешнего мира отрезан линией железной дороги, с третьей – массивами садов. С большой землей его связывает только городская электричка и Елизаветинское шоссе. Когда-то этот микрорайон считался совсем не престижным, более того, за ним водилась слава криминального. Но в последние годы здесь поднялись новостройки, воздух и воду Елизавета оценили жители мегаполиса, и вскоре с неблагополучного он как-то незаметно поменял статус на спальный.

Только школа здесь как была, так и осталась одна, где учится сегодня 1383 человека, понятно, что в две смены. В последние годы набирают больше 200 первоклассников. С 2014-го каждый учебный год количество учащихся увеличивается на 100.  В том числе и за счет приезжих, но с местной пропиской, обязательным условием для приема в школу.

Особенно мне понравилось работать в группе

Юлия Александровна Барашкина возглавляет школу № 52  всего год. И в течение всего этого времени микрорайон обсуждал это событие: «А у нас – новый директор!» –  и это «у нас» было понятно всем, так как только школа – объединяет всех, из каждой семьи здесь кто-нибудь учится – ребенок, внук или племянник. «Молодая, интересная и в школе все изменила», –  передавалось, как говорится, из уста в уста. В школе, правда, заметен ремонт, чего только стоит установка стеклопакетов во всем здании, а еще проведена полная замена устаревших раздевалок и благоустройство школьного двора. Внутри чистота и порядок, везде зелень цветов, яркое оформление холлов.  Дети в форме гимнастического стиля. Во всем чувствуется уровень и культура.


– Я очень старалась, чтобы школа за этот год, действительно,  преобразилась, – говорит Юлия Александровна.

–  Не побоялись возглавить пятьдесят вторую? Это – не гимназия, да еще на окраине.

– Аналогичный вопрос на собеседовании при поступлении на работу мне задал учредитель: «Вы знаете, куда идете? Изучили школу, особенности  микрорайона?» Да, решение с моей стороны было осознанным, мне очень хотелось изменить ситуацию. Я считаю, что каждый ребенок должен получать образование, воспитываться и всесторонне развиваться –  независимо от того, учится он в гимназии или общеобразовательной школе, в центре города или на окраине.   

–  А знали, что на Елизавете существуют этнические особенности?

– Да, но не предполагала, что в таком масштабе. Здесь очень много детей разных национальностей, – и, услышав звонок, предложила, – договорим позже, а сейчас нам пора на урок.  

Прежде чем переступить порог уютной классной комнаты, где все располагает к общению учителя и ребенка, стоит сделать небольшую ремарку, обратившись к статье «Я пошель впервые в школь» с подзаголовком «Учителя не знают, как учить детей мигрантов в школах» («Газета. ru», 16.09.2016 г.). В небольшой по объему корреспонденции обозначена актуальнейшая тема, как учить в русскоязычных школах тех, кто совсем не владеет русским языком, или знает его слабо. Значит, дети не могут познакомиться с русской культурой, интегрироваться в сообщество сверстников, продолжают существовать в своей реальности, что в свою очередь формирует питательную среду для криминальных структур. И если иноязычных детей, в классе на 25 человек хотя бы двое, то это очень усложняет образовательный процесс. Остается добавить, что анализируется ситуация в школах Москвы. А теперь переступим порог 4 «Е», которым руководит Марина Александровна Апнасирова, и расположимся так, чтобы видеть весь класс.

–  Спина у всех прямая, тетради держим наклонно, – ровным, спокойным голосом говорит учитель  и загадывает загадку. В отгадке – словарное слово «библиотека». – Поднимете руку, честно, кто ходит из вас в библиотеку. Руку подняли не все. Зато честно. После чего учитель кратко говорит о пользе чтения и напоминает о том, сколько интересных мероприятий дети посетили в районной библиотеке на Елизавете.

А потом словарный диктант из лепестков ромашки. Вот выходит к доске Мариям, и, срывая лепесток, читает «капуста», а теперь Алишер, ему досталась «ворона», Рамилю – «береза», Арегу – «мороз». Дети чисто по-русски произносят слова, и только внешность выдает в них не русских.

После диктанта они объясняют с точки зрения правил орфограммы пропущенные буквы в словах, которые им показывает учитель.

Проговаривают вслух индивидуально и хором. Активность настолько высока, что Марина Александровна не успевает опросить всех желающих. Также все вместе читают вслух правило, что такое «обращение», вспоминая пройденную в третьем классе тему. Чтобы отдохнуть, чуть-чуть расслабиться и повеселиться, «ловят комара». А потом переходят к определению типа предложения – описывают жирафа, рассуждают, для чего нужны овощи и фрукты, повествуют о событии. Затем работают в группах, ищут обращение в предложении, а заодно и определяют его по цели высказывания. Составляют в парах текст, номеруя слова, вслух проговаривая строчки из стихотворений.

В конце урока сами подводят итог, продолжая фразу: «На сегодняшнем уроке я узнал…», «Я похвалил бы себя за…», «Я понял, что…», «Особенно мне понравилось…». Отвечая на последний вопрос, большинство ребят признаются: «Работать в группе и парах», то есть, ощущать себя командой.

Марина Александровна благодарит всех за работу на уроке, и ребята веселой стайкой оставляют класс, теперь общаемся мы.   

–  Я окончила Башкирский педагогический университет в Уфе по специальности «начальные классы», – рассказывает учитель. – По семейным обстоятельствам оказалась в Екатеринбурге, живу на Елизавете, очень удобно – рядом со школой. Этот класс – первый в моей педагогической деятельности. Сейчас в коллективе 21 учащийся, среди них 6 – иноязычных детей, а в первом классе было 8. Пятеро армян – братья-близнецы Арег и Нарек, девочки Лилит и Мариям, Юра. Алишер – киргиз. Все в первом классе говорили по-русски плохо. Трудно было Алишеру, много ошибок делал в речи. Лилит пришла к нам во втором классе, ей тоже было сложно, но сегодня уже все дети хорошо говорят и успешно учатся. Конечно, когда класс набирала, переживала, как я с ними буду, но дети оказались активными, творческими.

Успеваемость в 4 «Е» хорошая. Третий класс на отлично окончили Даша Наумшина, Вероника Бурлакова, Рамиль Будылин, 12 – хорошистов. Дети дружные. Иноязычные особенно стараются, но, если кто-то из них неправильно при чтении поставит ударение, никто не смеется. Я это правило завела с первого класса, объяснив, что друг друга надо уважать. Во внешкольной деятельности русские девочки дружат с армянками, приглашают друг друга на день рождения. И родители общаются между собой.

Организовывает Марина Александровна и внеурочную деятельность. В прошлом году занималась с девочками творческим рукоделием, в этом –намерена больше времени уделить дополнительным занятиям по русскому языку и математике. В рамках «Фестиваля национальностей» в прошлом учебном году провела в классе праздник с участием детей и родителей. Семьи представляли свою национальность, демонстрировали национальные костюмы, готовили народные блюда. Такой фестиваль дает возможность взаимного культурного обмена: русские дети изучают культуру других народностей, а иноязычные представители – русскую.  

Лицом к лицу

– Как такие разные дети уживаются вместе в школе? – спрашиваю Юлию Александровну, когда мы после окончания урока возвращаемся к ней в кабинет.

– Начинаем работу с родителей. Атмосфера в школе создана такая, что  с первого класса у нас комфортно всем. Например, в этом году запись 210 первоклассников произошла очень быстро. И мы уже в начале июня провели первое родительское собрание. Вскоре учитель музыки и  руководитель хора в начальной школе Альфия Равильевна Дровалева собрала малышей и разучила с ними гимн школы. Для иноязычных детей во внеурочное время реализуется программа «Хочу знать русский». Ребята разных возрастов, из разных классов расходятся к разным педагогам, где получают навыки общения, знакомятся с русской культурой. И такая же работа проводится с родителями. В то же время мы взаимно стараемся познакомиться с культурой тех народностей, дети которых у нас учатся. Прикладывая немало усилий для адаптации иноязычных детей, мы, конечно, понимаем, что им тяжело осваиваться. Сложно познавать науки на русском, поэтому больший упор на освоение русского языка идет в начальной школе, где один учитель постоянно работает с детьми, и ему легче  заметить особенности ребенка и оказать индивидуальную помощь.

Данный факт подтверждает, что одно из двух направление двойного бакалавриата «русский язык как иностранный», введенное в УрГПУ с 2015 года, уже сегодня востребовано в школах Екатеринбурга, и, судя по всему, в ближайшей перспективе будет пользоваться спросом.

Пока же в 52-й справляются с проблемой больше по наитию, соблюдая толерантность и следуя принципам дружбы народов. Результат впечатляет.   

Начиная с 2008 года, школа стабильно выпускает золотых медалистов, среди которых обязательно есть представители разных национальностей: мордва, таджики, татары. Это – Валентина Вальмухаметова, Артур Агарагимов, Юлия Фарахутдинова, Никита Абдулманов, Араз Шамбатов и Анна Мисриханова, выпускница 2016 года. Особо Юлия Барашкина гордится стобалльниками по ЕГЭ, ребятами не русской национальности, считая это особой заслугой – самих детей, учителей и родителей. В 2009 году с серебряной медалью и 100 баллами по физике выпустился Александр Гаглоев.

Учитель физкультуры Светлана Владимировна Кабакова отмечает, что иноязычные дети активно занимаются спортом. Все спортивные команды в школе многонациональные.

– В 2010 году мы выпустили Рустама Аскарова, –  рассказывает Юлия Александровна, – он занял 4 место в региональной эстафете в олимпиаде по физической культуре. Ему чуть-чуть не хватило баллов до всероссийского уровня. Очень переживал. В школе есть база, есть опыт педагогов работы с иноязычными детьми, и это дает свои результаты.  

1 сентября начавшегося учебного года в школе был реализован проект «Лицом к лицу», в ходе которого старшеклассники увидели и услышали бывших выпускников. Так, в режиме он-лайн трансляции они общались с Москвой, откуда их приветствовал Артур Агарагимов, золотой медалист, выпускник Светланы Кабаковой 2010 года. Он окончил Санкт-Петербургский государственный экономический университет и теперь занимается маркетингом и пиаром в крупной компании. Сегодняшним ученикам он пожелал ничего не бояться, и уверил в том, что школа на самом деле дает те знания, с которыми можно поступать в престижный вуз. Ребята в свою очередь задавали ему практические вопросы: трудно ли жить в Москве, работал ли он, когда учился?

Несомненно, успешный выпускник – это совместная заслуга учителей и родителей. Юлия Александровна отмечает, что родители иноязычных детей, первые помощники администрации школы.

– За прошедшее лето внутри школьного двора появились пешеходные дорожки. В прямом смысле их делали родители. Они готовы помогать во всем. Родители иноязычных детей проявляют большую  заинтересованность в результатах обучения, и когда их дети выступают на общешкольных мероприятиях, они всегда в зале.

1 сентября 2016 года, когда более 210 первоклассников, а за спиной каждого не по одному родителю, исполняли гимн школы № 52, это было не только волнительно, в прямом смысле со слезами на глазах, но еще и впечатляюще. Хор впечатлял именно своей многонациональностью. Да, это одна большая семья, которая каждый день стекается в обновленное здание школы со всех уголков Елизавета, где условия для всех одинаковы и комфортно всем.   

© Наталья Паэгле
Фото — Вадим Осипов