УрГПУ — участник проекта модернизации педагогического образования
Проект по модернизации педагогического образования реализуется Министерством образования и науки РФ с 2014 в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы». Основанием для масштабной модернизации системы подготовки педагогов стало осознание проблем современного педагогического образования:
Несоответствие профессиональных компетенций выпускников большинства педагогических программ требованиям профессионального стандарта педагога и задачами ФГОС общего образования и, прежде всего, связанных с формированием метапредметных и личностных образовательных результатов, компетенций работы с учащимися с особыми образовательными потребностями.
- Низкий уровень практической подготовки выпускников программ подготовки педагогических кадров.
- Не деятельный (репродуктивный) характер технологий подготовки будущих педагогов.
- Одноканальная модель системы подготовки педагогических кадров (без переходов между педагогическими и непедагогическими направлениями подготовки).
- Отсутствие системы независимой оценки качества подготовки будущих педагогов.
- Соответственно, главной целью Проекта стала разработка основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров, соответствующих требованиям профессионального стандарта педагога и ФГОС общего образования.
Основные направления проекта модернизации педагогического образования:
1. Прикладные (прикладной бакалавриат и педагогическая магистратура) направлены на повышение качества подготовки педагогов за счет:
- Приведение образовательных результатов программ подготовки педагогов в соответствие с требованиями профессиональных стандартов и ФГОС общего образования (обновленный перечень профессиональных компетенций).
- Повышения практической направленности программ (разработка новой модели практики, включая сетевое взаимодействие с образовательными организациями, реализующими программы общего и среднего профессионального образования — «школьно-университетское партнерство», долгосрочная учебно-производственная практика в образовательной организации, распределенная модульная практика).
- Модульный принцип проектирования программ подготовки педагогов (модуль-интегрированная, практическая и исследовательская единица образовательной программы, обеспечивающая готовность к выполнению трудовой функции или набора трудовых действий профессионального стандарта педагога).
- Деятельностный подход в подготовке педагогов.
- Сетевое взаимодействие с образовательными организациями общего, среднего профессионального и высшего образования.
- Разработка общедоступной библиотеки модулей, повышение мобильности.
2. Академические (разработка и апробация вариативной модели подготовки педагогических кадров, предполагающей возможность перехода на педагогические направления студентов и выпускников непедагогических направлений подготовки).
Целью второго этапа Проекта модернизации педагогического образования Российской Федерации является создание условий для реализации итогов I этапа, масштабирование разработанных и апробированных программы подготовки педагогических кадров по основным направлениям образовательной области «Образование и педагогические науки» для всех категорий педагогических работников (педагогов дошкольного, начального общего, основного и среднего общего образования, педагогов-психологов, педагогов-дефектологов), соответствующие требованиям профессиональных стандартов и ФГОС общего образования.