Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Все разделы

Со-бытийная природа индивидуальности человека

15 ноября 2018 675
Поделиться
02.08.21 675
Поделиться

Профессорское собрание УрГПУ открыло свой цикл лекций. 14 ноября доктор философских наук, профессор кафедры философии, социологии и культурологи института общественных наук Валерий Герт прочитал первую лекцию в этом цикле на тему «Со-бытийная природа индивидуальности человека».

— С такой формулировкой темы лекции выходить рискованно, потому что проблема человека — это центральная проблема философии, и тот, кто говорит о со-бытийной природе индивидуальности человека, претендует на объяснение очень многого, — сказал Валерий Александрович. — Тем не менее, я пошел на это и предлагаю выслушать свои мысли на эту тему и вам.

Философия, по словам Валерия Александровича, накопила большой опыт исследования человека, менялись приоритеты, менялось соотношение биологического и социального, природного и духовного, социального и индивидуального, но при этом доминировал сущностный уровень анализа проблемы человека. В нашей философии абсолютно преобладала марксистская формулировка сущностной характеристики человека как продукта совокупности общественных отношений. Но развитие философии, потребность не отставать от мировой философской мысли потребовала от сущности перейти к рассмотрению существования (экзистенции), к его бытию.

В лекции профессор Герт представил авторскую концепцию философской «проблемы человека». Уникальность человека в его универсальности, но и универсальность человека реализуется посредством уникальности. Индивидуальность человека и есть способ деятельностной реализации нового (социального) типа бытия в природе. Каждый человек есть неповторимое «отдельное» как единство общего, особенного и единичного. Индивидуализация — это циклический процесс «внутрь» и «вне» индивидуальности происходит внутри со-бытия, а индивидуальность есть результат циклических процессов в реализации базовых социальных потребностей — самореализации, общения, смыслообразования. Индивидуальность для познания себя требует обязательно присутствия «другого». Валерий Герт сослался на теорию религиозного философа Мартина Бубера об «Я» и «Ты» — «искрит» только там, где кроме «я» непременно присутствует «ты». «Другой» делает индивидуальность открытой миру, является мерой со-знания, со-чувствия, со-действия и других со-бытийных качеств.

Со-бытийную природу человека Валерий Александрович раскрыл на трех примерах — понимания потребностей, свободы и чувств. Внутри со-бытия витальные (организменные) потребности реализуются в пространстве социальных потребностей. Нет более верного способа заставить человеческое общество одичать, чем навязать ему такой образ жизни (в условиях дефицита основных ресурсов), когда люди будут заняты лишь выживанием. И наоборот, человек — единственное существо, способное пойти на сознательное ограничение витальных потребностей.

«Существовать» для Декарта, к примеру, означало «мыслить», для Фейербаха — «хотеть», для Маркса — «мочь, быть способным», для Канта — «подчиняться высшему нравственному закону», для Кьеркегора, Бубера, Франка, Бердяева — верить в божественное начало. В конечном счета свобода — это способность и возможность выбора собственного пути.

Со-бытийная природа также реализуется в чувствах переживания (радости, восторга, печали, тоски, страха, страсти) или со-переживания — любви, гордости, уверенности, ненависти, ревности, зависти, стыда, и т.д.

Надиндивидуальная природа процессов индивидуализации человека, — заключил Валерий Александрович, — порождает и надиндивидуальные результаты его идентичности как индивидуализированной социальности. Онтологизация идентификации позволяет преодолеть и недостатки категориального осмысления идентичности при использовании абстрактных заменителей индивидуальности понятиями «субъект» и «Я». Без комплекса со-отношений внутри единого процесса индивидуализации не достигается относительное тождество (единство) индивидуальной идентичности «внутри» и «вне». Валерий Александрович обосновал со-бытийную природу социальных потребностей, социальных чувств и свободы человека. 

На лекции присутствовали обучающиеся и работники УрГПУ, в том числе студенты института общественных наук и института специального образования.

Следующую лекцию 21 ноября в 15.00 в I римской аудитории на ул. К. Либкнехта 9а прочтет доктор физико-математических наук, заведующий кафедрой физики и математического моделирования ИМФИиТ профессор Валерий Сидоров. Тема лекции: «Металлические стёкла и другие материалы ХХI века». Вход, как и на все лекции цикла, свободный. Приглашаются не только специалисты, но и все, кто хотел бы расширить собственную эрудицию в области естественных наук.

Пресс-служба УрГПУ
Текст: Ирина Шаманаева
Фото: Василий Васильев