Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Eng
Все разделы

«Человеком мало родиться, им еще надо стать!». Более ста педагогов встретились на образовательном интенсиве по проблемам воспитания

12 Ноября 2020 332
Поделиться
23.01.21 332
Поделиться

11 ноября центр академического взаимодействия УрГПУ провел образовательный интенсив «Подготовка будущих педагогов к воспитательной деятельности в школе». В онлайн-пространстве собрались 110 учителей Екатеринбурга, Свердловской области и Алтайского края. Также в мероприятии приняли участие 18 участников проекта «Педагогическая интернатура».

Программа мероприятия разработана Центром академического взаимодействия совместно с Центром непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников. Модератором образовательного интенсива выступила директор центра Наталья Белоусова.

Основной информационной частью занятия стала презентация о программе воспитания в школах заведующей кафедрой педагогики и психологии педагогического университета Новосибирска Татьяны Ромм. Свой доклад она открыла строчками Эдуарда Асадова: «Человеком мало родиться, им еще надо стать!». Татьяна Александровна выделила сферы, которые сейчас больше всего нуждаются в воспитательных инновациях. Это интернет-пространство, новые молодежные и детские субкультуры, и специфика социально-неоднородного общества — этнические, религиозные, материальные и другие различия. Примерная программа воспитания была разработана в 2019 году сотрудниками Института стратегии развития образования РАО в рамках государственного задания, и утверждена 2 июня 2020 года. Она уже прошла апробацию в 83 регионах, в 756 школах, с участием 57 экспертов. Внедрение программы в образовательных учреждениях запланировано на 1 сентября 2021 года. Татьяна Ромм отметила конкретность и целостность программы воспитания:

— Документ написан простым, понятным языком, в нем только 25 страниц, поэтому он легко воспринимается. В программе обозначены конкретные цели и принципы, единые для всего образовательного пространства.

Также Татьяна Ромм выделила риски разработки и внедрения программы воспитания. Неверным подходом станет рассматривать документ как инструмент воспитания, держать в тайне от родителей, не разъяснять программу в педагогических коллективах, подключать к работе только классных руководителей и администрацию школы, извлекать из нее некую «шкалу уровня воспитанности».

Слушатели поинтересовались у профессора Ромм, кто более ответственен за воспитание, семья или школа? Татьяна Александровна ответила, что если рассматривать воспитание как процесс социализации в целом, то, безусловно, это задача семьи, ее образа жизни и традиций. Если же речь идет о целенаправленном формировании условий для развития личности, то это происходит в организациях, созданных государством для решения воспитательных задач — в школах, детских садах.

Еще одна проблема — недостаточность мотивации к воспитательной деятельности у педагогов. Татьяна Ромм посоветовала учителям воспринимать ее не как дополнительную нагрузку к преподаванию, а как ресурс, интерес к которому должен формироваться еще в педагогическом вузе.

Своим необычным профессиональным опытом поделилась заместитель директора школы № 129 Екатеринбурга, лидер молодых педагогов Свердловской области Юлия Перепечина. В школе, где работает Юлия, обучаются дети 18 национальностей, и не всех из них владеют русским языком. В 2010 году школе был присвоен статус городского опорного центра «Формирование языковой картины мира у учащихся с неродным русским языком». Выпускница УрГПУ, Юлия уже дважды была классным руководителем в многонациональных классах и разработала собственную программу для педагогов. Для создания благоприятного микроклимата и успешного обучения в многонациональном классе она выделяет несколько шагов. Юлия рекомендует коллегам сразу устанавливать личные границы для себя, детей и особенно родителей: определить время, в которое педагог готов общаться по телефону, предупредить, что вне этого времени можно беспокоить педагога только по вопросам жизни и здоровья ребенка. Это способствует взаимному уважению в коллективе. Класс должен быть одной командой, дети, плохо говорящие на русском, быстрее осваивают язык вместе с товарищами-«переводчиками». Любой ребенок ценен для класса, его таланты и способности нужны и востребованы. Очень важна совместная деятельность класса — например, Юлия Сергеевна вместе со своими подопечными создала отряд юных инспекторов движения.

— Важное правило для классного руководителя: выход на дом к детям. Эта практика может показаться неприятной, но она совершенно необходима для понимания ситуации в семье. Особенно это значимо для работы с детьми, которые вызывают у вас опасения или недавно влились в ваш класс. Классному руководителю нужно понимать, в какой психологической обстановке живет ребенок, в каких материальных условиях, как родители понимают и выполняют свои обязанности, — считает Юлия Перепечина.

О дополнительном образовании как фактору воспитания в школе рассказала заместитель директора школы № 114 Елена Михайлова, кстати, тоже выпускница УрГПУ. В школе действуют хореографический коллектив «Дельфи» — лауреат и обладатель Гран-при множества международных и российских конкурсов, туристическая команда «Горцы», кружок юных экологов, студии рукоделия и технического моделирования. Елена Викторовна показала несколько видеороликов, повествующих о спортивных и творческих достижениях учеников школы № 114.

От центра «Учитель будущего» собравшихся приветствовала директор Марина Бывшева. Она отметила актуальность темы воспитательной работы и формирования личности школьников и заверила, что ресурсы центра позволяют включить такие тематические занятия в программу повышения квалификации педагогов. Также учителя могут поделиться собственными методическими наработками в этой области, которые могут успешно тиражироваться на курсах повышения квалификации. А в видеостудии центра можно записать интересные обучающие видеоролики.

Следующий образовательный интенсив запланирован на 25 ноября. Он будет посвящен новым профессиональным компетенциям педагогов.

Пресс-служба УрГПУ
Текст: Кристина Шадрина
Фото Александры Карпушевой.