Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Все разделы

Чтобы помочь ученикам стать финансово грамотными, педагоги сначала научатся этому сами

12 августа 2020 339
Поделиться
20.06.21 339
Поделиться

С 12 августа в течение нескольких дней учителя двух школ Свердловской области — № 55 поселка «Совхозный» и № 176 поселка Северка — проходят повышение квалификации в рамках проекта Минфина России и Всемирного Банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Конкурс на проведение этого обучающего курса в этом году уже в третий раз выиграл УрГПУ. Проект разработан московским Институтом МФЦ совместно с Южным федеральным университетом (Ростов-на-Дону). С педагогами работают кандидат экономических наук, доцент УрГПУ Алена Оболенская, аналитики отдела развития научных исследований УрГПУ Анна Тынкачева и Светлана Лапшина.

25 сентября 2017 года принята Стратегия повышения финансовой грамотности населения в России. Документ рассчитан до 2023 года и нацелен на увеличение численности финансово образованных граждан, и в конечном итоге — на повышение качества жизни населения

Проект открылся в школе № 55 на базе центра «Точка роста» в очном формате. По словам Алены Германовны, финансовая грамотность сегодня даже в среднем по России далека от удовлетворительной, и растет ее индекс слишком медленно (в среднем по России в 2019 году он составил всего 12,37 баллов из 21). Проблемы, препятствующие повышению финансовой грамотности населения России — отсутствие сформированной поколениями привычки свободно говорить о деньгах, низкие горизонты планирования. Задача проекта — объяснить, как работает финансовый рынок, научить слушателей делать собственные анализы и прогнозы и действовать себе на благо в соответствии с полученными знаниями. И, разумеется, учить этому других.

Кроме того, речь в проекте идет и о повышении экономической культуры в обществе: в частности, культуры добросовестных налогоплательщиков. Знания, навыки, установки — то, из чего складывается индекс финансовой грамотности. Экономическая культура относится именно к установкам, которые формировать дольше и труднее, но именно от них зависит успех проекта в целом.

Ниже всего специалистами оценивается финансовая грамотность детей и подростков, пенсионеров, пожилых людей и людей экономически активного возраста с низкими и средними доходами. В сельской местности эти категории уязвимы еще сильнее, чем в больших городах. Именно они являются целевой аудиторией для просветительской работы, которую предстоит вести прошедшим обучение сельским учителям.

Открытие проекта прошло в рабочей обстановке. Слушатели сразу же приступили к входному тестированию. Алена Оболенская тем временем объяснила, почему Минфин предпочитает заниматься финансовым просвещением граждан не напрямую, а через педагогов, и прежде всего школьных учителей — во-первых, учитывается их влияние на подрастающие умы, а во-вторых, педагоги являются лучшими фасилитаторами сложного материала, чем сами финансисты.

На первом, вводном занятии Алена Германовна рассказала о критериях финансовой грамотности. Финансово грамотный человек планирует свои финансы, стремится иметь более высокие доходы, разбирается в финансовых продуктах, умеет находить финансовую информацию и отделять полезную от непроверенной или вредной, избегает закредитованности, имеет финансовую подушку безопасности, думает о своей будущей пенсии. Именно этот результат должен получиться «на выходе» по завершении проекта.

В процессе занятий будет освоен алгоритм практической работы по обучению финансовой грамотности. Педагоги разберут все этапы подготовки и проведения однодневных и многодневных мероприятий по финансовой грамотности и смогут затем сами профессионально создавать и проводить такие мероприятия. Инструменты, которые будут использоваться: различный интерактив, кейсы, работа в микрогруппах.

— Мы ждем от этого курса возможностей, которые позволят «идти в ногу» с более молодыми коллегами и с учениками, лучше разбираться в личных финансах, лучше понимать экономическую ситуацию в нашей стране, — поделились учителя своими ожиданиями от участия в проекте.

— Мы разберем не только экономическую составляющую, но и, конечно, методическую часть, расскажем, как эти знания можно «вплести» в материал преподаваемого предмета, как и когда об этом говорить с учениками, — не случайно здесь собрались самые разные учителя-предметники, — сказала Алена Оболенская.

Первый день завершился работой в группах и защитой содержания проектов каждой группой. Участники определили узкую цель, возраст учеников, форму занятия. Все слушатели работали: вносили предложения выступающей команде, чем ещё можно содержательно наполнить проект, а также отмечали правовые ограничения в работе со школьниками. В ходе работы возник вопрос — рассказывать ли в теме «Электронные деньги» о криптовалюте, какие подводные камни есть у такого платежного средства, какие правовые ограничения его применения. Таким образом, практика показывает, что предложенный учителям курс очень актуален, и им есть чем его наполнить с позиций собственных интересов и собственного опыта.

Непосредственным результатом занятий станут проекты, которые участники разработают в мини-группах. Защита проектов состоится в день закрытия, 17 августа.

Пресс-служба УрГПУ
Текст и фото: Ирина Шаманаева