Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Eng
Все разделы

Дистанционное образование и современные Робинзоны: вебинар Ивана Колечкина на фестивале «Моя Земля»

20 мая 2020 782
Поделиться
21.04.21 782
Поделиться

Международный географический фестиваль «Моя Земля» продолжил 20 мая свою работу мероприятием, которое многие ждали с особенным нетерпением: Иван Колечкин, преподаватель географии московской школы «Пенаты», старший методист Городского Методического центра, ведущий и соавтор программы «Уроки географии» на телеканалах «Моя планета» и «Россия 2», провел вебинар на тему «Оставьте меня в покое или всемирная история про географию Робинзонов».

hjiLvHPulqU.jpg
Организаторы фестиваля: Свердловское отделение Русского географического общества и Уральский государственный педагогический университет

Как объяснил выбор темы сам Иван Сергеевич, с переводом учебы на дистант мы все превратились в Робинзонов: изоляция в своих квартирах в смысле оторванности от других людей мало чем отличается от изоляции в каком-то затерянном уголке Земли. Рецепт выживания для современных Робинзонов Иван Колечкин вывел из опыта мировых Робинзонов и им подытожил свой вебинар, — но раньше времени выдавать секрет не будем.

На примере темы робинзонады, выживания и «затерянных миров» — а впрочем, не только на этом примере — Иван Сергеевич продемонстрировал очень интересный и перспективный методический прием поисков связи между явлениями. Он называется греческим словом «апофения», и многие педагоги, не зная этого термина, работают именно в этой парадигме. Можно много говорить о междисциплинарном подходе, можно пытаться соединять разные предметы на одном уроке и получать более или менее жизнеспособный результат, а можно конструировать задачи, которые оживляют географические, исторические, культурологические знания и дают школьникам множество зацепок для того, чтобы заинтересоваться и пойти дальше.

Иван Колечкин привел в пример две такие задачи. Что общего между портретом Даниэля Дефо, пьесой Островского «Бесприданница» и Овальным кабинетом Белого Дома? Их объединяют как раз Робинзон и робинзонада. Даниэль Дефо — автор «Робинзона Крузо», романа, который стал выдающимся явлением не только мировой литературы, но и мировой истории и культуры. То, что в России XIX века имя «робинзон» уже было нарицательным, доказывает упоминание о нем в пьесе Островского. Робинзоном недолго успел в своей жизни побыть и 35-й президент США Джон Кеннеди — один из эпизодов его участия во Второй мировой войне проходил на Тихом океане и был связан с командованием группой катеров, которые получили задание протаранить японские корабли. Вражеский эсминец протаранил катер Кеннеди, и будущий президент с другими моряками высадился на остров Науро в архипелаге Соломоновых островов. Он успел даже вырезать координаты на кокосовом орехе и хотел бросить его в море, как поступали настоящие робинзоны, но команда спаслась более привычным для XX века способом — на катере новозеландского патруля. Так «история с географией» начинает играть неожиданными красками, и в таком виде она может заинтересовать любого ученика. А дальше думающий учитель уже способен проложить мостик в любую область знаний, которую он собирается преподать, и можно быть уверенным в том, что КПД такого урока будет гораздо выше, чем традиционного.

Не менее интригующей получилась и другая задача — с «партой Эрисмана», портретом Достоевского и песней Александра Розенбаума. Иван Сергеевич связал эти три предмета и явления воедино, рассказав историю о том, как выдающийся врач, офтальмолог и гигиенист Федор (Фридрих) Эрисман, по происхождению швейцарец, влюбился в русскую студентку Надежду Суслову и уехал с ней в Россию, и сделал очень много для внедрения современных гигиенических, здоровьесберегающих стандартов в российскую медицинскую практику. Знаменитая «парта Эрисмана», конструкция которой до сих пор еще используется, была сконструирована по его чертежам. Имя Эрисмана носит несколько больниц и других медицинских учреждений, одно из них как раз упоминается в песне Розенбаума. Ну а Надежда Суслова, русская жена Эрисмана, — родная сестра Аполлинарии Сусловой, роковой любви Федора Михайловича Достоевского.

Такие истории не просто интересны и занимательны, они позволяют учителю действовать в очень широких рамках. Иван Сергеевич продемонстрировал это, перейдя с рассказа об Эрисмане на «географическую разминку», пятиминутку физкультуры с географическим колоритом, которую можно легко и ненавязчиво встроить даже в 20-минутный урок.

И вот главный вывод, которым поделился Иван Колечкин со своими слушателями: ключевыми буквами в нашей нынешней «робинзонаде» становятся, как и у настоящих Робинзонов, два «Д»: думать и двигаться. Упражнять мыслительный аппарат и поддерживать в хорошей форме свое тело. Из этих двух Д складывается третье — делать. И за ним уже проступают контуры оптимистичного четвертого — доживем! Остается пятое, которое будет с нами и после окончания пандемии — дистанционное образование. Потому что наряду с его ограничениями многие педагоги оценили и его невиданные преимущества — комфорт, свободу преодоления расстояний, максимальный охват возможной аудитории.

И, судя по тому, как живо откликались на мысли Ивана Колечкина 103 участника вебинара, среди которых был немало педагогов, — дистанционное образование вызывает у немалой части педагогической общественности нашего региона интерес, желание развиваться, стремление получать и применять новые знания.

Пресс-служба УрГПУ
Текст: Ирина Шаманаева

Фото:
Александра Карпушева