Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Eng
Все разделы

Дистанционное обучение в УрГПУ: институт математики, физики, информатики и технологий

9 апреля 270
Поделиться
9 апреля 270
Поделиться

К работе в виртуальной образовательной среде сотрудники института математики, физики, информатики и технологий УрГПУ подготовились давно. Накоплен огромный опыт, поскольку дистанционные технологии и электронные образовательные ресурсы используются преподавателями института с 2006 года.

— Сейчас у нас в работе как учебный портал УрГПУ, так и такие платформы, как Zoom, «Мираполис», — рассказала заведующая кафедрой информатики, информационных технологий и методики обучения информатике Марина Лапенок. — У каждого преподавателя свои наработанные технологии и методики. Например, на платформе для организации видеоконференций Zoom работает доцент кафедры Анна Газейкина. Эта платформа обеспечивает видеоконференцсвязь и позволяет вести её запись длительностью до 40 минут. Количество видеозаписей не ограничено. Сервис в бесплатной версии обеспечивает видеосвязь с 50-ю участниками. Некоторые преподаватели свои площадки разработали давно. Например, заведующий кафедрой ИКТО Борис Стариченко более 4 лет использует Google Classroom. В домене uspu.su размещено 28 различных курсов, еще 4 курса — непосредственно на Google Drive. Работа с использованием среды Google Classroom велась и до перехода на самоизоляцию; изменения состоят лишь в том, что на облаке дисциплины сейчас размещаются видеофрагменты лекций и инструкций к выполнению лабораторных работ в формате.mp4, а также тесты, обеспечивающие проверку систематичности занятий студентов.

Преподаватели нашли возможность перевести в «дистанционку» и традиционно практические дисциплины. К примеру, если раньше студенты-очники специальности «робототехника» сами собирали роботов и разрабатывали для них программы, то теперь они практикуются в робототехнике с помощью имитационной среды. Среда предоставляет три режима работы с исполнителем: режим интерпретации, режим автономного исполнения и режим отладки на симуляторе. Старший преподаватель Иван Шимов применяет бесплатную среду визуального и невизуального программирования TRIK Studio. В условиях карантина студенты уже освоили первые темы: линейные алгоритмы, ветвления и циклы со счетчиком в управлении; движение исполнителя до объекта; релейное регулирование при движении исполнителя по заданной траектории; пропорциональный, пропорционально-дифференциальный и кубический регуляторы в реализации задач движения исполнителя по черной линии и вдоль стены.

В своей практике доцент Сергей Арбузов применяет технологию стрим-обучения в вузе. Сейчас на сайте в открытом доступе всем желающим предлагается пройти краткий теоретический курс «Технология стрим-обучения». Для этого необходимо зарегистрироваться по адресу электронной почты, также есть возможность быстрой регистрации через социальные сети — ВКонтакте, Одноклассники или Facebook.

Для организации выполнения лабораторных работ по дисциплине «Операционные системы» старший преподаватель Петр Алексеевский использует технологию виртуализации. Создана виртуальная машина с установленной операционной системой ОС FreeBSD (при необходимости, в зависимости от направленности лабораторных работ, может быть установлена другая ОС), к которой студентам предоставлен удалённый доступ по протоколу SSH. Студенты входят в систему, используя индивидуальные учётные данные. Это позволяет однозначно идентифицировать все сданные работы и исключить возможность случайного повреждения данных другими студентами. Одновременно это даёт возможность преподавателю определить, кто из студентов и в какое время входил в систему или продолжает с ней работать в данный момент, что позволяет вести учёт «посещаемости» занятий.

Доцент Любовь Сардак использует для организации учебного процесса платформу Discord. Доцент Александр Кудрявцев использует FTP сервер с внешним IP адресом, чтобы студенты получили доступ к материалам и заданиям с домашнего компьютера. А доцент Анна Лозинская создала на Google-диск папки с учебно-методическими материалами, а также журнал учебных достижений в таблице Excel с логическими формулами учета выполненных работ по дисциплине. В свою папку Анна Михайловна выкладывает материалы лекций и лабораторных работ, краткие инструкции к лекциям и лабораторным, дополнительные информационные источники, скринкасты, показывающие специфику выполнения работ или использования учебных материалов. Скринкасты могут записываться в бесплатных программах Movavi Screen Recorder, Screen Recorder, Screencast-O-Matic, бесплатной версии программы не для коммерческого использования Active Presenter, а также обычным VLC проигрывателем.

— Буквально позавчера директор центра дистанционных образовательных технологий и электронного обучения УрГПУ Ирина Рожина обратилась к нашим преподавателям с призывом разработать мини-курсы по их предметам для наполнения учебного портала. Все включились в эту работу, и некоторые уже представили свои курсы, — уточнила Марина Лапенок.

Она отметила, что с переходом на «карантин» ответственность студентов стала выше. Большинство стремится успешно продолжать обучение, и с пониманием относится к сложившейся ситуации. Сейчас доля выполнения текущих заданий в установленный срок составляет 70–90%, проверочных тестов — около 80%.

Пресс-служба УрГПУ
Текст: Кристина Шадрина
Фото из архива пресс-службы