Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Все разделы

Доцент института психологии УрГПУ прочитала лекцию для участников проекта «Педагогическая интернатура»

1 марта 2019 776
Поделиться
02.08.21 776
Поделиться

В рамках дополнительной теоретической и практической подготовки будущих педагогов доцент кафедры психологии образования института психологии, кандидат педагогических наук Юлия Герасименко прочитала лекцию «Профессиональный рост педагога» и рассказала о том, какие факторы способствуют успешной педагогической карьере и чувству профессиональной состоятельности.

Перед началом лекции руководитель педагогической интернатуры, начальник центра академического взаимодействия Наталья Белоусова обратилась к аудитории с небольшим вступлением, в котором обозначила основную проблему сомнений и колебаний даже у тех обучающихся, кто достаточно мотивирован пойти работать в школу: «Смогу ли я соответствовать требованиям, которые предъявляет современная школа, каких компетенций у меня не хватает, как я могу набрать недостающие знания и опыт, чтобы состояться в этой профессии?» 

Лекция сразу же была задумана как диалог и дискуссия. Сначала все присутствующие представились и обозначили свою позицию — собираются ли они связать свое будущее со школой. Почти все планируют если не посвятить школе всю свою профессиональную жизнь, то, по крайней мере, попробовать себя в этой профессии. Несколько студентов сказали, что шли в УрГПУ с мечтой стать учителями, и по-прежнему следуют этому жизненному плану, педагогическая практика их только укрепила в осознании своего призвания. 

Юлия Алексеевна начала с простого психологического упражнения и предложила каждому написать 5 пунктов своих жизненных достижений и поводов для гордости и 5 пунктов своих провалов и поводов для стыда. Оглашать их публично было не нужно, задача была в том, чтобы прислушаться к своим ощущениям. Думать о хорошем легко и приятно, легко заряжаться этим состоянием и нести его другим. Но если сознание заполнено негативной информацией, это ослабляет человека и мешает ему влиять на других. Хороший педагог умеет оставлять свои проблемы за порогом класса и приходить к детям только «положительно заряженным». 

Затем Юлия Герасименко предложила слушателям прокомментировать известные афоризмы, касающиеся педагогической профессии: «Быстрее учишься сам, когда учишь других» (все, кто уже сам пробовал вести уроки, согласились, что это так и есть), «Посредственный учитель излагает, хороший — объясняет, выдающийся — показывает, великий — вдохновляет» и «Воспитатель должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника». Возражений у студентов эти утверждения не вызвали, все согласились с тем, что в век информационной открытости и доступности роль учителя состоит не в том, чтобы изложить содержание параграфа учебника, а в том, чтобы ребенку самому захотелось узнавать больше и понимать лучше. 

 — Согласно современным образовательным стандартам от обучающегося требуется не давать выученное наизусть определение, он должен уметь найти нужную информацию, вывести это определение самостоятельно и аргументировать его, — сказала Юлия Алексеевна. — И поэтому задача современного педагога — научить ребенка добывать знания, при этом критически оценивая доступную информацию

Очень важно помнить, — подчеркнула лектор, — что только своя собственная цель несет эмоциональный заряд и поэтому в принципе достижима. Чужая цель личной, эмоциональной окраски не несет и мотиватором быть не может. Искусство педагога состоит в том, чтобы собственные образовательные и воспитательные цели сделать целями ребенка. В арсенале учителя много педагогических приемов, но одним из самых эффективных остается «ситуация успеха» — явление, открытое и описанное доктором педагогических наук, профессором Августом Соломоновичем Белкиным

Чтобы не отпугнуть школьников, особенно подростков, очень важно разговаривать с ними в равных позициях и в нейтральной тональности. Когда с неблагополучным подростком разговаривают сотрудники правоохранительным органов, они зачастую сразу ставят его в позицию обвиняемого: «Ну, рассказывай, что натворил», и так же, к сожалению, поступают и многие учителя. Хорошие психологи действуют иначе: «Расскажи, что произошло». Здесь ребенок уже не обвиняемый, а собеседник, партнер по коммуникации. 

Юлия Герасименко рассказала и о слагаемых успеха, применимых к любой профессии и отметила, что успешная профориентация начинается с исследования собственной направленности личности. 

Лекция неоднократно переходила в дискуссию: студенты-интерны и особенно магистранты, которые уже работают педагогами и психологами, делились собственным опытом и практическими наблюдениями. Разговор, как отметили слушатели, закончился не на точке, а на многоточии. Было намечено немало проблем, о которых хотелось бы поговорить подробнее. В частности, как избежать профессионального выгорания и поддерживать себя в ресурсном состоянии, необходимом для успешной работы с детьми. 

Пресс-служба УрГПУ
Текст: Ирина Шаманаева
Фото: Александра Карпушева