Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Все разделы

Доцент УрГПУ на городском августовском совещании педагогов рассказала о тьюторском сопровождении детей с особыми потребностями

27 августа 438
Поделиться
27 августа 438
Поделиться

В программе августовского совещание работников образования Екатеринбурга на тему «Качество образования в условиях мегаполиса: достижения и возможности развития» на отдельное обсуждение был вынесен вопрос: «Ресурсы тьюторского сопровождения детей с особыми образовательными потребностями как способ достижения успешных результатов обучения». С докладом на эту тему выступила Татьяна Тенкачева, кандидат педагогических наук, доцент, руководитель сектора дополнительного образования детей, доцент кафедры русского языка и методики преподавания в начальных классах института педагогики и психологии детства УрГПУ.

Татьяна Рашитовна уточнила определение понятия детей с особыми образовательными потребностями. Это не только дети с ограниченными возможностями здоровья, но и любые дети, испытывающие трудности в процессе обучения и нуждающиеся в дополнительных ресурсах: материальных, технических, дополнительном персонале, специальных технологиях. К категории детей с особыми образовательными потребностями относятся, кроме детей с ОВЗ, одаренные дети, дети с проблемным поведением, леворукие дети. 

Даже нормотипичные дети могут в определенные периоды жизни иметь особые образовательные потребности. Может показаться нелогичным объединение в одну категорию одаренных детей и детей с ОВЗ, но трудности, которые они испытывают, сопоставимы. Это проблемы с мотивацией к освоению программы основной общеобразовательной школы (одаренные дети плохо мотивированы, если данный предмет не входит в сферу их интересов, дети с ОВЗ могут иметь низкую мотивацию, считая, что они не смогут освоить программу или им это ни к чему). Это трудности в общении со сверстниками, боязнь шума, больших открытых пространств и т.д. 

Тьюторское сопровождение по закону положено только детям с ОВЗ, но оно может помочь всем категориям детей с особыми образовательными потребностями. Тьютор в буквальном переводе с английского «наставник». Это профессия сугубо практико- и личностно ориентированная, направленная на выстраивание индивидуального образовательного маршрута каждого ребенка таким образом, чтобы индивидуальные физиологические и психологические особенности ребенка, его предпочтения, интересы, таланты были максимальным образом учтены. 

Тьютор — не учитель, не няня и не технический персонал. Это посредник между миром знаний и ребенком, который помогает ребенку наиболее эффективно реализовать свой потенциал. Тьютор работает с целеполаганием ребенка, помогает ему найти мотивацию и смысл его нахождения в учебном заведении. Параллельно он выстраивает отношения с педагогическим коллективом, облегчая процесс включения и принятия ребенка, и помогает ему найти общий язык со сверстниками, то есть занимается его социализацией. Тьютор создает ребенку возможности для освоения знаний с учетом его интересов, потребностей и жизненных перспектив. 

Татьяна Тенкачева подчеркнула, что тьютор не заменяет собой учителя. Учитель обладает необходимыми знаниями и передает их детям, а задача тьютора — помочь освоить эти знания, адаптировать их под возможности и способности обучающегося. Тьютор либо выстраивает вместе с ребенком дополнительные перспективы, ищет возможности освоить больше и лучше, как в случае с одаренными детьми, либо адаптирует материал под психофизиологические особенности и возможности ребенка с ОВЗ. 

В заключение своего доклада Татьяна Рашитовна выразила надежду на совершенствование и развитие системы тьюторского сопровождения детей и пожелала всем педагогам Екатеринбурга успехов в новом учебном году. 

Пресс-служба УрГПУ