Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Все разделы

Ежегодная конференция по психологии образования собрала более 350 участников

29 ноября 2019 864
Поделиться
13.06.21 864
Поделиться

27-28 ноября в Екатеринбурге прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Психология образования в фокусе перемен: национальные приоритеты, научные подходы, эффективные практики». Одним из организаторов форума выступил Уральский государственный педагогический университет. 

Организаторы конференции: УрГПУ, Министерство образования и молодежной политики Свердловской области, Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ладо» Свердловское отделение федерация психологов образования России, Региональный ресурсный центр по психолого-педагогическому сопровождению. Форум прошел при при поддержке и участии: Правительства Свердловской области, Российской академии образования, Департамента образования Екатеринбурга, Центра защиты прав и интересов детей Москвы, Уральского центра развития гражданских инициатив и социального партнёрства, Российского детского фонда (Свердловское областное отделение), Федерации психологов образования России, Ассоциации педагогов-психологов Екатеринбурга

В течение двух дней на нескольких площадках конференции проходили пленарные доклады, дискуссии, круглые столы, мастер-классы и семинары, выставки и презентации. Более 350 участников — педагоги-психологи, руководители образовательных организаций, представители муниципальных органов управления образованием, эксперты в области психологии образования обсуждали фундаментальные и прикладные проблемы психологии образования. 

В своем приветственном слове к участникам конференции министр образования и молодежной политики Свердловской области Юрий Биктуганов напомнил о том, что Свердловская область вошла в число 8 субъектов России, в которых идет апробация методических рекомендаций по психологическому сопровождению школьников. 

Педагог-психолог XXI века: каким он должен быть? 

В первый день конференции на пленарном заседании и. о. вице-президента РАО, проректор по научной работе Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена Лариса Цветкова сделала доклад о современном состоянии и перспективах развития психологической службы в системе образования РФ. Своим видением ситуации поделилась с участниками главный аналитик РАО, Александра Долгих. 

Ректор УрГПУ Светлана Минюрова представила доклад «Приоритетные проекты психологической службы: «Психолого-педагогические кадры XXI века». Акценты были сделаны на идее непрерывности психологического образования и необходимости психологической подготовки для педагогов всех профилей. 

Наталия Васягина, главный внештатный психолог Свердловской области, заведующая кафедрой психологии образования УрГПУ, рассказала о специфике четырех ступеней модели психологической службы в системе образования Свердловской области. Модель опирается на опыт лучших педагогов-психологов и разработана с учетом региональной инфраструктуры. 

На пленарном заседании также были подняты темы взаимодействия специалистов разных дисциплин в деятельности служб ранней помощи, задач и перспектив взаимодействия психологической службы образования и Центра экстренной психологической помощи МЧС России, межведомственного взаимодействия психологической службы образования со специалистами и организациями Министерства здравоохранения в Свердловской области. Отчет о деятельности Свердловского отделения Федерации психологов образования России за 2017-2019 гг. сделала Ирина Пестова, председатель Свердловского отделения Федерации психологов образования России, директор Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ладо».  

Участвуйте, творите, старайтесь!

В рамках конференции прошел съезд психологов Свердловской области. Как рассказала доцент кафедры психологии образования УрГПУ Ксения Адушкина, состоялось поведение итогов и награждение победителей регионального этапа конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог — 2019», после чего представители экспертного сообщества объясняли, как лучше подготовиться к следующим конкурсам, давали практические рекомендации. Доцент кафедры психологии образования УрГПУ Елена Григорян, педагог-психолог детского сада № 12 «Радуга» поделилась секретами своего успеха на Всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Педагог-психолог России — 2019». 

  — Основной посыл был мотивационный: участвуйте, творите, старайтесь, — отметила Ксения Адушкина. — Будем вместе повышать качество нашей психологической службы и психологическое благополучие жителей Свердловской области. 

Что такое психологическое благополучие в образовании и как его достичь 

28 ноября в здании УрГПУ на 8 марта,75 с лекцией об актуальной проблематике и перспективах решения проблемы психологического благополучия субъектов образования выступила профессор кафедры психологии образования Евгения Казаева. Евгения Анатольевна рассказала об основных подходах к понятию «психологическое благополучие», о моделях его построения, рисках, угрозах и опасностях для психологического благополучия по классификации разных авторов, о методах мониторинга образовательной среды. Лектор напомнила о тех факторах неблагополучия, которые выделял в школьной жизни еще Василий Сухомлинский в середине 20 века и отметила, что с этими угрозами педагогическое сообщество не справилось, более того, к ним прибавились новые: 

  — Этот список можно дополнить стрессовой тактикой педагогических воздействий, несоответствие методики и технологии возрастным и индивидуальным особенностям и возможностям ребенка, нерациональная организация образовательного процесса и недостаточная психологическая компетенция педагогов. 

  — Главное, чтобы не было равнодушных людей, — заключила свое выступление Евгения Казаева, — для которых безопасность образовательного пространства — формальное дело. 

После лекции педагоги-психологи обменялись мнениями на тему «Роль семьи и школы в обеспечении психологического благополучия обучающихся: взаимодействие и границы ответственности». Модераторами дискуссии стали доценты кафедры психологии образования УрГПУ Юлия Братчикова и Оксана Лозгачева

Многие отметили психологическую некомпетентность родителей, их повышенные требования к педагогам, недостаток квалифицированных специалистов-психологов, сочетание низкой мотивации детей и высоких ожиданий родителей. Как отметила одна из участниц дискуссии, педагог-психолог Елена, цейтнот у детей наблюдается уже в коррекционном детском саду. Поспорили о том, насколько сильно благополучие ребенка зависит от климата в семье, обсудили границы и зоны ответственности педагогов, родителей, психолога. Подняли тему помощи педагогам, профилактики выгорания. Психологи-педагоги поделились своим опытом мониторинга благополучия образовательной среды, обсудили границы ответственности педагога-психолога и сошлись на том, что родители тоже входят в зону его ответственности, а специалист центра «Диалог» Галина Домрачева подняла тему благополучия самих психологов и рассказала о супервизорской группе, работающей в центре, где психолог может получить поддержку и помощь коллег. 

В тот же день в Екатеринбургской школе-интернате № 9, психологи и врачи обсудили современные технологии в профилактике деструктивного поведения несовершеннолетних. Педагоги Екатеринбургской школы-интерната № 13, поделились опытом опытом психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, прошли мастер-классы по нейрокоррекции и арт-терапии.

Пресс-служба УрГПУ
Текст, фото: Ксения Волянская