Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Все разделы

Форум УрГПУ «Стратегические ориентиры современного образования»: управление и психология в образовании

11 ноября 2020 567
Поделиться
18.06.21 567
Поделиться

Трек № 8 «Управление образованием: проблемы, тенденции, эффективность» педагогического форума «Стратегические ориентиры современного образования» УрГПУ собрал 49 участников из Екатеринбурга, Казани, Шадринска, Санкт-Петербурга.

Доклады были распределены на четыре тематических блока: социально-экономические вопросы управления, гендерные аспекты, цифровизация в управлении образованием, управление дошкольным и общим образованием.

— Приятная особенность докладов — оригинальная, «неизбитая», тематика, — считает модератор трека, директор научно-образовательного центра инновационной деятельности УрГПУ Алевтина Симонова. — Во всех выступлениях представлены научно обоснованные результаты исследований авторов, часто многолетних, на репрезентативной выборке, интересные научные концепции, основанные в то же время на практическом опыте авторов, что свидетельствует о высоком уровне докладчиков.

Участники трека обсудили вопросы профессионального развития и саморазвития руководителей учреждений системы образования, роль руководителя как субъекта инновационных коммуникаций, развитие кадрового потенциала, вызовы времени, общественных трансформаций, рынка труда и внутренних противоречий организации, с которыми предстоит справляться руководителям.

Например, учитель школы № 113 Екатеринбурга Полина Окулова в своем докладе рассмотрела проблемы организации платных образовательных услуг в школах с точки зрения профессиональных стандартов и компетенций педагогов и обосновала необходимость разработки практико-ориентированного обучения учителей в этой области.

С докладом о показателях профессиональной эффективности и качества деятельности преподавателя высшей школы выступил профессор Уральского института управления-филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Виктор Горб. Доцент кафедры педагогики и педагогической компаративистики УрГПУ Ирина Симонова предложила для обсуждения неожиданную тему «Материнство в системе педагогического вуза: проблемы и возможности». Интересный подход — би-доклад — показали представители РГПУ им. А. И. Герцена из Санкт-Петербурга: ассистент кафедры управления образованием и кадрового менеджмента Кристина Булкина и доцент кафедры Татьяна Эммануэль. Они рассмотрели актуальные вопросы информационного дистанционного обучения как современного инструмента развития молодежи. А заведующая кафедрой педагогики и психологии Института развития образования Екатеринбурга Оксана Трофимова представила обширные материалы системного исследования, отражающего состояние, проблемы, перспективы развития системы дошкольного образования в Свердловской области. Актуальной, по мнению Оксаны Александровны, остается проблема повышения квалификации педагогов.

По итогам работы трека № 8 была принята резолюция. Основной проблемой участники обсуждения признали отсутствие в образовательных организациях профильных специалистов в сфере маркетинга, финансового менеджмента, проектного управления, управления качеством. Эти специальности оказываются особенно востребованными в период дистанционного обучения и общей нестабильной ситуации. Также отсутствуют оптимальные адекватные системы оценки качества деятельности работников образовательных организаций. По итогам трека были сформулированы предложения продолжить исследования по этим проблемным вопросам, в том числе в рамках заседания научного клуба «Управленческие среды», а также провести научное исследование последствий дистанционного образования для национальной экономики образования.

Трек № 13 был посвящен обсуждению проблем, научных подходов и практик в психологии образования. В работе трека приняли участие 198 человек из разных городов России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Великобритании, Франции, Боливии. В их число вошли авторитетные российские и зарубежные ученые и практики, а также студенты педагогических вузов. Были представлены восемь основных и 29 секционных докладов, а также проведены шесть мастер-классов.

Ключевой темой трека стало раскрытие психологических условий персонализации образовательного процесса, обсуждение успешных моделей, инструментов и механизмов психолого-педагогического сопровождения разных категорий обучающихся. Участники рассмотрели психолого-педагогические проблемы семья, взаимодействие педагогов и родителей, в том числе проблемы при переходе в индивидуальную интерактивную онлайн-среду.

— Форум стал уникальной площадкой для обсуждения фундаментальных и прикладных проблем психологии образования, обмена результатами научных исследований и опытом применения конкретных практик психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса, — рассказала модератор трека, заведующая кафедрой психологии образования УрГПУ Наталия Васягина.

О результатах исследования жизненных моделей современной молодежи рассказала заведующая кафедрой психологии личности Санкт-Петербургского государственного университета Светлана Костромина. Отдельный аспект этой проблемы — особенности персонализации в жизненной активности студента был отражен в докладе профессора Казанского федерального университета Леонида Попова. Влиянию телевидения на формирование личности был посвящен доклад Виталии Шебановой, профессора Херсонского государственного университета. В докладе доктора психологических наук, профессора Наталии Васягиной были рассмотрены психолого-педагогические проблемы современной семьи и намечены основные задачи их решения.

О проблеме детской виктимизации в Англии рассказал Кевин Браун, заведующий кафедрой судебной и семейной медицины Университета Ноттингема (Великобритания). Профессор РГПУ им. А. И. Герцена Елена Волкова заострила проблему буллинга в классном коллективе, а директор института психологии образования Кемеровского государственного университета Ирина Морозова представила в своем докладе стратегии суицидальной первенции и возможности оценки суицидальных рисков в системе образования.

Все доклады участников Международного педагогического форума «Стратегические ориентиры современного образования» вошли в сборник материалов форума.

Пресс-служба УрГПУ
 Кристина Шадрина