Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Rus
Eng
Все разделы

«Говорить с молодежью обо всем»: в УрГПУ прошли историко-педагогические чтения, посвященные молодежной политике

25 марта 2018 524
Поделиться
Рассказать

23 марта в УрГПУ состоялся завершающий этап XII Всероссийских историко-педагогических чтений – конференция «Молодежная политика в России и мире: исторический опыт и современные тенденции». Конференции предшествовали мастер-классы по различным аспектам преподавания истории, которые для педагогов и студентов провели преподаватели двух гимназий и колледжа, и мастер-класс о грантовой поддержке молодежных проектов, который провел директор центра реализации студенческих проектов и программ Иван Попп.

Открывая конференцию, проректор по научной, инновационной и международной деятельности Мария Ворошилова отметила, что у современной российской молодежи возможностей очень много. Выиграть грант молодому человеку гораздо легче, чем представителю старшего поколения. Мария Борисовна призвала молодежь быть активными и ответственными людьми и добиваться жизненного успеха не только в своих интересах, но и в интересах своих родителей и будущих детей, потому что они совсем скоро станут «главным» поколением.

Нынешняя конференция интересна не только своими прочными традициями и авторитетом среди научного и педагогического сообщества историков. Это практически первое крупное научно-практическое событие, состоявшееся в объединенном институте общественных наук, интересный опыт взаимодействия разных отраслей знания об обществе. Пленарное заседание открыли доклады социологов. Елена Прямикова, доктор социологических наук, исполняющая обязанности директора ИОН, прочитала доклад «Институциональные изменения в сфере высшего образования». 

Елена Викторовна рассказала о наиболее существенных проблемах высшего образования. Причины их во многом объясняются тем, что студент перестал быть субъектом, заказчиком образовательного процесса, а является всего лишь потребителем, и кардинальным сдвигом в области мотивации, с которой молодые люди идут учиться в вузы. Вернуть субъектность и интерес студентов к содержательной стороне образования было бы возможно, если бы людям с высшим образованием, причем полученным не формально, в нашем обществе была гарантирована «премия за образование»: более высокая зарплата и лучшие рабочие места. Но это работает плохо. Чаще всего студенты идут в вузы с другими мотивациями – за «корочками», дающими доступ к профессии, за веселой студенческой жизнью, за саморазвитием без связи с будущей карьерой. Пока это так, содержание образования не будет являться чем-то первостепенно важным для студентов.

Кандидат философских наук Марина Арапова говорила в своем докладе об идеологическом воспитании молодежи на современном этапе. В качестве вывода прозвучали очень важные слова: идеологическое воспитание заключается не в том, чтобы уберечь молодежь от «вредных» влияний. На современном этапе это невозможно, потому что информационная сфера становится приватной, и нельзя проследить, как раньше, что молодой человек читает и слушает. Единственный работающий вариант – говорить обо всем, без лжи и умолчаний, и выражать собственное мнение. Формировать критическое мышление, учить задумываться о том, для чего та или иная информация появилась в медийном поле. Перейти, как выразилась философским языком Марина Андреевна, от номиналистской парадигмы к реалистской, то есть от концепции, в которой существуют только идеальные понятия, к представлению о мире, в котором есть абсолютно все, и пониманию, что молодежи предстоит жить именно в таком мире.

Большой интерес вызвало выступление Елены Зверевой, председателя СОО Российский Союз Молодежи. Елена Владимировна немного рассказала об этой организации, напомнила, что РСМ считает себя преемником комсомола и в этом году будет отмечать столетие. Самой острой и нелицеприятной была та часть выступления Елены Зверевой, которая относилась к проблемам современного российского молодежного движения. Это, к примеру, отсутствие объективной оценки состояния молодежного движения на современном этапе, а значит, и непонимание задач. Это увлечение властных органов по делам молодежи «карманными» молодежными структурами, трата бюджетных денег на массовые, но бессмысленные мероприятия. Это «маечно-фуфаечные» добровольцы, появившиеся в огромных количествах в ответ на моду и политический заказ. 

Елена Владимировна отметила, что добровольческое движение у нас было всегда – сестры милосердия и работники благотворительных организаций до революции, УДТК, тимуровское движение и многое другое в советское время, и разница между этой работой и псевдоволонтерством огромная. Волонтер – человек, обладающий особым сознанием, включающим ответственность, добросовестность и инициативу. Именно эти качества в молодежи и следует развивать, тем более что в современном мире они востребованы не только в волонтерских структурах, но и в государственных, и в коммерческих.

Затем к работе приступили две секции: «Молодежная политика и историческая память» (руководитель д.и.н., профессор Владимир Земцов) и «Молодежная политика в сфере образования: теория и практика» (руководитель к.и.н., профессор Зинаида Гузненко). Центральным докладом на первой секции стал доклад к.и.н. Ирины Грибан «Развитие поискового движения как направление молодежной политики в современной России». Ирина Владимировна кратко рассказала об истории поискового движения в России и в УрГПУ и сосредоточилась на анализе проблем и перспектив. Доклад вызвал живое обсуждение и множество вопросов. Большой интерес привлек и доклад к.и.н. Марины Елисафенко и к.и.н. Эльвиры Протасовой о детско-юношеских объединениях в 1920-30 годы и сегодняшних перспективах таких организаций как пионерская. 

Разгорелась дискуссия, насколько реально существование детской организации под эгидой государства без превращения ее в механизм проведения государственной политики, во что-то казенное, принудительное и т.д. Участники дискуссии пришли к выводу, что «должны расцветать все цветы», и такое объединение нужно, но наряду с ним должны существовать и различные неформальные детские организации, порожденные гражданским обществом, пусть даже в его нынешнем несовершенном виде. Возможным точкам приложения молодежной политики были посвящены доклады д.и.н. Михаила Попова и аспиранта Андрея Шитова. Доклад д.и.н. Владимира Земцова о судьбе и гибели на Бородинском поле молодого французского офицера Фердинанда Ларибуазьера стал попыткой реконструкции мыслей и чувств молодежи Наполеоновской эпохи.

На подведении итогов конференции руководители секций выразили пожелание сохранить на будущее исторический характер этих чтений и в то же время развивать сотрудничество с коллегами по объединенному институту. Нынешний опыт показал, что у такого сотрудничества интересные перспективы. Кроме того, всем хотелось бы видеть на этих мероприятиях больше учителей в качестве и слушателей, и докладчиков.

Пресс-служба УрГПУ
Текст: Ирина Шаманаева
Фото: Василий Васильев, Ирина Шаманаева