Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Rus
Eng
Все разделы

Индивидуальный маршрут в профессии

30 сентября 2016 875
Поделиться
Рассказать

В течение всего прошлого года мы регулярно освещали деятельность стажировочной площадки по внедрению профессионального стандарта педагога в Свердловской области, в качестве которой выступает УрГПУ. 

Начало нынешнего учебного года ознаменовано созданием на базе университета новой площадки – внедрения профстандарта педагога-психолога, по поводу чего состоялось совещание с участием практикующих психологов. Организатором мероприятия выступил институт психологии УрГПУ. Открыла его Светлана Минюрова, первый проректор-проректор по учебной работе, доктор психологических наук.

В своем выступлении Светлана Алигарьевна рассмотрела аспекты профессионального стандарта как механизма повышения качества деятельности в сфере образования.

В частности, она заострила внимание слушателей на таком моменте, как аттестация,  которую каждый работник проходит один раз в пять лет.

– Профессиональный стандарт выдвигает качественно новые требования, в связи с чем появляется новая форма – профессиональный экзамен. Подтверждение статуса – это одна из самых обсуждаемых сегодня проблем, так как она напрямую связана с изменением взглядов на то, каким, в принципе, должен быть работник сферы образования, –подчеркнула Светлана Алигарьевна.

Будучи руководителем стажировочной площадки, неоднократно делая в своих выступлениях акцент на том, что профессиональный стандарт – это не догма, а наиболее полное описание профессиональной деятельности, на этот раз Светлана Алигарьевна, как психолог, остановилась на соционическом типе, лежащем в основе образовательной деятельности, отражающем взаимодействие: человек – человек. А каждый человек, используя творческий подход и соответствуя необходимым требованиям,формирует для себя индивидуальный маршрут в профессии.

Далее Светлана Алигарьевна показала сценарии внедрения профессионального стандарта и обозначила проблемы, с которым педагогическое сообщество сталкивается на этом пути. Это –дефицит педагогических кадров, качественно осуществляющих свою деятельность, и опасность использования административного ресурса для форсирования продвижения стандарта. Чтобы избежать последнего, необходимо следовать разработанной дорожной карте. И учитывать специфику – социокультурные и демографические особенности. Структура стандарта отражает общие сведения и описание трудовых функций, дает их характеристику, показывает возможность проектировки карьеры педагога.

О начале апробации и внедрении профессионального стандарта педагога-психолога

(психолог сферы образования) в Свердловской области доложила Наталья Васягина, доктор психологических наук, профессор УрГПУ. Начала Наталья Николаевна с правовой базы и показательной статистики. Так, по состоянию на 13 мая 2016 года приказами Минтруда России утверждено 816 профессиональных стандартов, в 2016 году планируется разработка еще 180. Следовательно, мы не изобретаем велосипед, а следуем проложенным путем. Называя первоочередные меры в плане развития психологической службы образования, Наталья Николаевна отметила создание научной, организационной, нормативной и технологической базы практической психологии, в том числе, разработку профессионального стандарта педагога-психолога. Документа, включающего перечень профессиональных требований и предполагающего два разных вида профессиональных работ, включающий две обобщенные трудовые функции, связанные как с работой «внутри» образовательных организаций, так и с оказанием профилированных психологических услуг в специализированных центрах психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

В этом контексте можно назвать такие трудовые функции, как психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическая коррекция, психологическая диагностика.

Цель стажировочной площадки, как и в случае с внедрением стандарта педагога, заключается в обеспечении условий для эффективного внедрения профстандарта «Педагог-психолог» с учетом региональных особенностей оказания психолого-педагогической помощи в Свердловской области.

Следующий спикер, Людмила Максимова – директор института психологии, кандидат педагогических наук, рассмотрела проблему повышения квалификации как механизма профессионального развития педагога-психолога в условиях внедрения профессионального стандарта (дополнительное профессиональное образование). Она представила слушателям несколько конкретных программ профессиональной  переподготовки.

 В заключение мероприятия были вручены свидетельства, подтверждающие статус пилотной площадки по апробации и внедрению профстандарта педагога-психолога, представителям образовательных учреждений из городов Екатеринбурга, Березовского, Заречного, Режа, Ирбита, Нижнего Тагила.

 

Наталья Паэгле

Фото: Александра Карпушева