Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Rus
Eng
Все разделы

Институт общественных наук: здесь готовят педагогов-исследователей

15 июля 259
Поделиться
Рассказать

Высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав, активные и эрудированные студенты, богатые традиции сразу нескольких факультетов, объединившихся в институт общественных наук. Направленность на исследование общества, каким оно было вчера, каким стало сегодня и каким будет завтра. Все это делает институт общественных наук тем учебным подразделением, где можно получить востребованную специальность и ярко проявить себя уже на студенческой скамье. О том, что ИОН предлагает абитуриентам в этом году, пресс-служба беседует с директором, доктором социологических наук, доцентом Еленой Викторовной Прямиковой.

— Самый традиционный профиль у нас — это история и обществознание, — рассказывает Елена Викторовна. — Мы готовим людей, которые будут «на выходе» работать учителями истории и обществознания и активно заниматься воспитательной работой, поскольку их сфера компетенций включает гражданское воспитание, развитие гражданской культуры. 

Есть еще одно интересное направление работы, которое в школе пока находится в сложном состоянии — это профориентация. Обычно ее перекладывают на такую дисциплину как «технология». Проблема в том, что в курсе технологии учат практическим вещам: как проходить собеседование, как написать резюме. Но при этом упускается такой важный аспект, что по сути профессиональный выбор — это ориентация в профессиональном поле. Это понимание того, что, выбирая профессию, ты выбираешь образ жизни: с кем ты будешь общаться, чем интересоваться. О таких материях лучше беседовать со школьниками не на уроках технологии, а в курсе как раз обществознания. 

Важно отметить: на всех предыдущих наборах на профиль «История и обществознание» у нас был явный перекос в сторону исторических дисциплин. В этом году учебный план полностью переработан. История и обществознание присутствуют в нем в равных долях. В школе на историю отводится больше часов, чем на обществознание, но дело не в количестве часов, а в компетентности педагога. Даже если у него 16 часов истории и 8 — обществознания, оба эти предмета он должен вести одинаково профессионально. Количество часов большой роли не играет. Хотя сейчас в некоторых школах обществознание выделяют отдельной строкой. 

Профиль «История и обществознание» есть и на заочной форме обучения. В сумме у нас 40 бюджетных мест, 20 на очном и 20 на заочном, это достаточно много. 

Благодаря обществознанию мы усиливаем исследовательский блок на этом профиле, потому что у наших педагогов есть опыт проведения социологических исследований. В нашей команде есть культурологи, политологи — таким образом, наши студенты получат дополнительные компетенции, связанные с исследованиями современного общества. 

У нас студенты обучаются еще и по такому интересному профилю, как «Обществознание и география» — в этом году набора нет, но в будущем, надеюсь, он возобновится. 

Еще у нас есть профиль «История и английский язык». Наш университет стал федеральной экспериментальной площадкой, в частности благодаря и введению этого профиля. Он интересен своей вариативностью. Выпускник может вести историю с элементами английского, а может преподавать английский, одновременно давая исторические знания. В изучении иностранных языков у нас главная проблема — оторванность от практики. Школьники выходят с урока английского и «забывают» до следующего урока все, связанное с языком — больше им негде его применить. Благодаря нашему профилю на уроках истории учитель может говорить с ними на английском языке. Этой программой занимается доцент кафедры всеобщей истории Алена Александровна Постникова. В этом году она уже выходила со студентами на практику в гимназии № 2. С этой гимназией мы установили партнерские отношения, она у нас тоже стала частью экспериментальной площадки. И там студенты проводили классные часы — на английском языке. Следующим шагом будут уроки. Удовлетворены и окрылены первым успехом были все, и студенты, и школьники. 

На профиль «История и английский» набор только очный, учатся 5 лет, как на любом двойном бакалавриате. Блок исторических дисциплин у них общий с профилем «История и обществознание», сохраняются все традиционные для студентов-историков практики: археологическая и музейная. 20 бюджетных мест на этом профиле ждут абитуриентов. 

Далее, профиль «Правоведение». К сожалению, в этом году только заочная форма, бакалавриат, 20 бюджетных мест. Предназначен он в первую очередь для тех, кто хочет стать учителями правоведения, но по опыту знаем, что идут на него все, кто хочет расширить свои знания в области права, повысить свою правовую культуру. Профиль хорошо востребован. 

Ожидаем, что интерес вызовет наша новая заочная магистерская программа «Проектирование в историческом, обществоведческом и правовом образовании». Педагоги могут расширить свои компетенции на уровне магистратуры сразу по трем дисциплинам. Начинаем с исторического блока, даем знания по исторической реконструкции. Потом присоединяется социология и политология, там мы делаем упор на исследовательскую деятельность. И заканчивается правовым блоком, самым сложным — проектированием в правовой области. Учителя интересуются этой программой. 

Из института социального образования к нам переходит профиль «Международные отношения в сфере образования», которым занимается Анна Валериановна Коротун, — тоже уже традиционный для нашего университета. Но там ведется набор только на внебюджет. Тем не менее, изучение иностранных языков, знания о специфике международных отношений — хороший багаж для будущего профессионала. 

У нас традиционно хорошо поставлена воспитательная работа. Ее ведет заместитель директора по воспитательной работе Анна Анатольевна Морозова. Если все получится как задумано, она будет заниматься также НИРС (научно-исследовательской работой студентов). Она человек очень коммуникабельный, открытый, толерантный, пользуется большим уважением студентов. Проводится много мероприятий, активно работает студенческий совет, причем в эту работу студенты могут включаться уже с первого курса. 

Воспитательная работа не только объединяет студентов, но и позволяет им получить первые профессиональные умения. Еще один профиль, который переходит к нам из института социального образования — «Правоведение и управление воспитательной работой». 

Наш институт объединяет интерес к обществу во всех его аспектах. В этом году мы стали работать над темой памяти — у нас прошли два методологических семинара, прошла конференция, которую организовал Владимир Николаевич Земцов, заместитель директора по научной работе. Там мы попытались организовать общий разговор об исторической , социальной, индивидуальной и коллективной памяти. Теперь задача — привлекать к этой проблематике студентов, стимулировать их включаться в исследования и вносить в них свои представления, свойственные этому поколению. 

У нас в рамках института сохраняются все конкурсы и научно-практические студенческие конференции, которые были традиционными для факультета социологии, факультета правоведения, исторического факультета, института социального образования: «Живинка в деле», педагогические чтения имени Б.И. Лифшица, исторические чтения имени Б.А. Сутырина, «Молодежь в меняющемся мире», «Шаг в историческую науку», студенческие исторические клубы «Темпора» и «Кельтика», круглые столы по различной правовой проблематике. У историков есть идея возродить День Грифона, и я думаю, это будет интересно всем.

Пресс-служба УрГПУ
Беседовала Ирина Шаманаева
Фото Александры Карпушевой