Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Rus
Eng
Все разделы

Институт специального образования отметил научно-практической конференцией свой 55-летний юбилей

29 ноября 362
Поделиться
Рассказать

Институт специального образования празднует 55-летие со дня образования. К этому событию приурочена Всероссийская научно-практическая конференция «Междисциплинарный подход в изучении и образовании лиц с особыми потребностями», прошедшая в УрГПУ 28-29 ноября.

На конференцию зарегистрировались 227 очных участников. В зале присутствовали преподаватели нынешнего института специального образования, ветераны дефектологического факультета, выпускники, студенты, — все, кто причастен к уральской школе дефектологии. 

На открытии конференции об этом всероссийски известном бренде, который составляет славу и гордость Уральского государственного педагогического университета, напомнила и ректор УрГПУ Светлана Минюрова

— Те публикации, работы, тот методический, исследовательский, консультативный опыт, который накоплен сотрудниками института специального образования и его выпускниками на протяжении 55 лет, — я уверена, что они стали основой для развития дефектологии как науки не только в нашей стране, но и в мире. Я рада, что мы можем на разных площадках обсуждать профессиональные вопросы, обмениваться накопленными методиками, технологиями. Желаю успешной работы конференции и выражаю огромную благодарность тем сотрудникам ИСО, которые делают такой важный вклад в дело подготовки дефектологических кадров для нашей страны. 

Светлана Алигарьевна вручила почетные грамоты работникам и ветеранам института специального образования. 

На этом приветственная часть закончилась — как отметила директор ИСО Ирина Филатова, работники института имеют традицию встречать все свои профессиональные праздники на рабочем месте. И первый доклад в повестке конференции, «Механизм нарушения письма у детей с дефектами артикуляции», читала доктор педагогических наук Зоя Алексеевна Репина. Это выдающийся ученый и практик, специалист, у которого учились сегодняшние логопеды, «учитель учителей». 50 лет в институте существует кафедра логопедии и клиники дизонтогенеза — и все 50 лет на ней работает Зоя Алексеевна

Доклад был посвящен одной из самых актуальных проблем, которые стоят перед логопедами сегодня и с которой сталкивается огромное количество родителей младших школьников: дети стали очень плохо писать. Они не просто делают ошибки из-за незнания правил, а смешивают разные звуки и не разделяют речь на синтагмы, и поэтому пишут вместо одних букв другие, выпускают буквы, игнорируют знаки препинания. Зоя Алексеевна с сожалением отметила, что логопедия остается наукой «ремесленнической» и мало заимствует из психолингвистики и нейропсихологии, — корни исследуемой проблемы находятся там. Связь письма и речи прямая, письмо — вид речевой деятельности, трудности с письмом испытывают именно те дети, которые имеют артикуляционные проблемы. По мнению докладчика, помочь таким детям может упорная работа над противопоставлением артикулем. Различение звуков в устной речи подкрепляется затем подбором специальных упражнений. Очень важна в рабочем арсенале логопеда артикуляционная гимнастика. 

Детский невролог из Перми, доктор медицинских наук Татьяна Калашникова выступила с докладом «Нарушение чтения и письма: учить или лечить?» и осветила ту же проблему с точки зрения врача, на базе своей медицинской практики. Татьяна Павловна привела факты, свидетельствующие о распространенности дислексии и дисграфии, привела результаты анкетирования педагогов, из которых следует, что «учить» сегодня не очень-то получается. Хотя практически все учителя признают, что таким детям нужно больше часов и специальные условия для освоения этого материала, в реальности ни часов, ни условий нет, и проблема в школе не решается. Родители часто не в состоянии понять, что дислексия и дисграфия — это проблема развивающегося мозга, а не лень ребенка. Врачи тоже нередко перебрасывают таких детей друг другу: психиатры, отмечая у детей нормальный интеллект, адресуют их неврологам, а неврологи отправляют к логопедам, логопеды же занимаются следствиями, а не причиной. На деле же проблема лежит в области неврологии и должна решаться комплексно, но обязательно под наблюдением врача. 

Междисциплинарный характер конференции очень ярко проявился в ее проблематике и в составе участников. Следом за доктором педагогических наук и доктором медицинских наук слово взял доктор филологических наук, профессор Александр Кубасов. Его доклад назывался «Проблема власти языка в романе Валерия Вотрина «Логопед». Александр Васильевич обратился к образу логопеда в искусстве и сначала привел два кинематографических примера: комедийную роль Ролана Быкова в фильме «По семейным обстоятельствам» («фефекты фикции») и роль настоящего, серьезного логопеда, которого сыграл Джеффри Раш в фильме «Король говорит». В романе Валерия Вотрина «Логопед» представлена антиутопия, и логопеды являются правителями, арбитрами, контролерами, судьями в вымышленном государстве, где во главу угла поставлено владение правильным, грамотным и чистым языком. О феномене неперсонифицированной власти — власти языка, и о том, почему это плохо, когда все обязаны говорить правильно, Александр Васильевич предложил подумать, ознакомившись с текстом романа и с полным вариантом его статьи, опубликованной в журнале «Специальное образование». 

В ходе заседания были рассмотрены вопросы эмоциональных нарушений у детей, кризисных состояний у подростков, сопровождение детей с ТНР, речевая практика и и профильная трудовая подготовка детей с умственной отсталостью. На следующий день конференция продолжила работу в формате мастер-классов и семинаров.

Пресс-служба УрГПУ 
Текст: Ирина Шаманаева
Фото: Александра Карпушева