Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Eng
Все разделы

Историки двух стран обсудили проблемы преподавания истории Великой Отечественной войны

30 октября 2020 361
Поделиться
26.02.21 361
Поделиться

29 октября онлайн прошел круглый стол УрГПУ с Евразийским национальным университетом им. Л.Н. Гумилева г. Астана (Республика Казахстан) на тему «Героические страницы прошлого на уроках истории». Предметом обсуждения стали теоретические аспекты и методические разработки, касающиеся преподавания школьникам и студентам отдельных аспектов истории Второй мировой и Великой Отечественной войны.

Ведущая круглого стола, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России института общественных наук УрГПУ  Марина Елисафенко обозначила проблематику встречи: вопросы изучения истории Великой Отечественной войны и вопросы использования этих материалов в учебном процессе и воспитательной работе. 

Директор института общественных наук, кандидат педагогических наук Анна Коротун отметила важность поставленных задач и пожелала участникам продуктивной работы. 

Изабелла Огоновская, кандидат исторических наук, советник министра образования Свердловской области, председателя Ассоциации преподавателей права Свердловской области, доцента СУНЦ УрФУ, представила доклад, посвященный коммеморации военно-исторических событий России XX века. Изабелла Станиславовна начала свое выступление с полемики, поскольку редко, но можно встретить мнение о ненужности постоянного «муссирования» событий войны. То, что сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне и других героических событиях российской истории важно и нужно, — утверждение, не требующее доказательств, но очевидно и то, что казенный, формальный подход может только навредить. Событие занимает свое место в живой памяти, только если у человека есть к нему личное, эмоциональное отношение. 

Изабелла Огоновская рассмотрела в докладе не только Великую Отечественную войну, но и другие войны и вооруженные конфликты, которыми отмечен российский XX век: русско-японскую войну, Первую мировую, Гражданскую, события в Афганистане и в Чечне. В истории каждой из этих войн есть забытые страницы. Для школьников русско-японская война, например, воспринимается как полностью забытая, тем более что театр военных действий находился очень далеко от Урала. Но и в уральских городах и поселках могут оказаться жители, ушедшие на эту войну, остаться памятники, могилы, документы, записанные воспоминания и т.д. То же можно сказать о Первой мировой и тем более о Гражданской. Восстановление памяти об этих событиях — очень действенная коммеморативная практика, которая одновременно вовлекает школьников в исследовательскую работу и наполняет патриотическое воспитание живым содержанием. 

Изабелла Станиславовна особо подчеркнула, что каждое событие имеет свои спорные, дискуссионные моменты, и не нужно бояться все это со школьниками обсуждать: например, рассказывая о событиях Гражданской войны, знающий и неравнодушный учитель найдет возможность поговорить и о «правде красных», и о «правде белых». 

Светлана Ковальская, доктор исторических наук, профессор кафедры истории Казахстана ЕНУ им. Л. Н. Гумилева, сделала доклад «Великая Отечественная война в зарубежной историографии». Светлана Ивановна представила разные точки зрения и обозначила три этапа формирования взглядов на проблематику Второй мировой войны и роль в ней Советского Союза: военное время (характерно, что журналисты и исследователи из стран антигитлеровской коалиции в этот период высказывались о СССР исключительно положительно, с сочувствием и солидарностью), послевоенное время, «холодная война» (появилась «теория случайности», делающая упор на случайные факторы, обусловившие победу СССР: плохую погоду, ошибки Гитлера, наличие неиссякаемых людских ресурсов, которые можно было бросать в сражения, и, конечно, ленд-лиз). Светлана Ковальская отметила, что все те точки зрения, которые сегодня появляются как попытки переписать историю, появились именно тогда, так же как и идеи, появившиеся на третьем этапе, с середины 1980-х годов: об агрессии СССР и активной подготовке к превентивному удару. В настоящее время за рубежом существуют, разумеется, разные точки зрения, как конъюнктурные, так и взвешенные и хорошо аргументированные. 

Выступающие участники круглого стола рассказывали о различных практиках включения истории Великой Отечественной войны и других героических страниц прошлого в учебный процесс и в процесс воспитания, говорили о важности деятельностного подхода, о том, как обращение к истории своей семьи, своего родного города или села способствует более осмысленному отношению к прошлому и формирует личность гражданина и патриота. 

Пресс-служба УрГПУ
Текст: Ирина Шаманаева
Фото: Александра Карпушева