Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Все разделы

Историки из УрГПУ выступили на секции Областного августовского совещания

24 августа 294
Поделиться
24 августа 294
Поделиться

24 августа состоялась секция Областного августовского педагогического совещания «Историческое образование в современной школе: новые подходы». Секция прошла на базе Института развития образования. Среди обсуждаемых тем — обновление содержания школьного исторического образования; реализация воспитательного потенциала урока истории; новые формы исторического просвещения; профессиональные сообщества учителей истории.

Дискуссию вели Светлана Токмянина, заведующая кафедрой общественно-научных дисциплин ИРО, и Ольга Уколова, доцент кафедры общественно-научных дисциплин ИРО. 

— На современном этапе существуют новые подходы к историческому образованию. В первую очередь они связаны с пониманием того, что история — это не только изучение прошлого, но и мощный ресурс для построения будущего, не только каждого конкретного ребенка, но и российского общества в целом. Знание и понимание истории своей семьи, своего края, своей страны является залогом успешного воспитания и становления будущих граждан, — сказала Ольга Уколова, открывая работу секции. 

Историческое образование и просвещение в настоящее время являются приоритетными на самом высоком уровне. Государство поддерживает просветительские инициативы и проекты в этой сфере, прежде всего — актуальные и интересные для молодежи, обладающие современным форматом, реализующиеся во взаимодействии между образовательными, научными, культурными, общественными организациями, с использованием современных цифровых и мультимедийных технологий. Ольга Сергеевна рассказала о том, какие задачи стоят в новом учебном году перед учителями истории с позиций национального проекта «Образование» и федеральных проектов «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Цифровое образование», «Патриотическое воспитание молодежи». 

Наталья Прошина, директор мультимедийного исторического парка «Россия — моя история. Свердловская область», рассказала об уникальном ресурсе МИП для исторического просвещения детей и молодежи и о планах совместной работы с образовательными организациями. 

Выступающие спикеры представили различные образовательные технологии в помощь учителям истории, интересные школьникам, активизирующие их интерес к историческим событиям, познавательный и творческий потенциал. Это различные цифровые игры, мультимедийные проекты, самостоятельные исторические исследования, научно-популярные лекции для школьников. 

Участники от УрГПУ, начальник управление научно-образовательной и проектной деятельности Иван Попп и директор центра культурно-образовательных проектов Ирина Грибан, кандидаты исторических наук, подготовили доклад на тему «Сохранение исторической памяти в условиях цифровизации». По данным науки, россияне все больше времени проводят онлайн, в сеть Интернет перемещаются работа, отдых, образование и просвещение. Цифровизация приносит новые возможности и в сфере исторического образования.  

Одно из них — это демократизация процесса сохранения исторической памяти, которая стала достоянием медиа. Каждый человек может выступать носителем исторической памяти и влиять на коллективные представления. Другой аспект — перевод в цифровую среду огромного количества источников. Появляются и новые механизмы управления исторической памятью. И если с одной стороны можно говорить о клиповом мышлении школьников и студентов, отрывочности, фрагментарности воспринимаемой информации, отсутствии навыка чтения длинных текстов, то с другой стороны, новые технологии, которые появились в нашем распоряжении благодаря Интернету, позволяют сделать историческое прошлое ближе к настоящему. Виртуальная среда делает доступными исторические документы, места, связанные с исторической памятью, исторические находки и открытия ученых. Виртуальная среда также позволяет транслировать знания без границ, что особенно актуально в эпоху пандемии. 

Ирина Владимировна и Иван Александрович привели в качестве примера проект «Российская и германская молодежь в диалоге: история и память», показывающий историю Второй мировой и Великой Отечественной войны с разных сторон, в разных аспектах. И этот процесс восстановления исторической правды открыт для участия, ценен в первую очередь тем, что студенты сами могут прочитать, узнать, увидеть, сделать выводы, представить проблематику во всей полноте и сложности, стать причастными к этому процессу благодаря созданию собственного контента. 

Участники совещания оказались единодушны: задача педагога сегодня — это совершенствование содержательной стороны урока и применение современных форм и методов преподавания исторического материала. Большую роль здесь играют методические объединения учителей истории и включение учителей в процесс модернизации школьного образования.

Трансляция секции доступна на YouTube-канале ИРО ↓

Пресс-служба УрГПУ