Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Все разделы

Историки обсудили вопросы преподавания истории Второй мировой войны в школе и вузе

30 мая 2019 977
Поделиться
17.06.21 977
Поделиться

29 мая в УрГПУ состоялась научно-практическая конференция с международным участием «Методика преподавания истории Второй мировой войны: опыт России и Германии».

Конференцию открыла директор института общественных наук, доктор социологических наук Елена Прямикова

— Тема данного круглого стола является очень актуальной. Сегодня мы много говорим об истории, об ее переписывании, дописывании, трансформации — где-то в политических, где-то в социокультурных целях. Я думаю, что, данная конференция внесет свой вклад в попытки понять на самом деле, как лучше преподавать сегодня в школе тему Второй мировой войны. Можно преподавать так, как «правильно», так, как «нужно», а можно — так, чтобы детям было интересно и чтобы они нашли в этой тематике предмет для обсуждения. Мы с вами знаем, что социальное знание дискуссионно по своей природе и не может быть другим. Поэтому когда мы даем школьникам готовые истины, мы оставляем их без социального знания, а только с социальной информацией. Поэтому нужна, конечно, выверенная методика, чтобы преподавать такие сложные темы. 

С небольшим введением в проблематику конференции выступил заведующий кафедрой всеобщей истории, доктор исторических наук Владимир Земцов

—  Приближается 75 лет Победы 1945 года, окончания Второй мировой войны. После того вакуума, который образовался в нашей стране и в нашем сознании после 1991 года, возникает искушение активно воспользоваться в качестве национальной идеи памятью о Великой Отечественной, о Второй мировой войне, потому что память эта живая, она еще не стала историей в собственном смысле слова. Параллельно вспоминается, что и немецкий народ в своем осмыслении Второй мировой войны прошел свой путь, не менее важный, чем прошли мы, советские и постсоветские люди. Для нас это в первую очередь память победы, по крайней мере, на официальном уровне это так. В народной памяти остались и иные воспоминания, они тоже транслируются в семьях. Однако основные контуры исторической памяти определяются у нас государством. В Германии пусть осмысления этого трагического исторического опыта был другой. Было несколько волн «проработки» исторического прошлого, был знаменитый спор историков, были публичные обсуждения этой проблематики. Для нас это тоже важно, чтобы иметь возможность посмотреть на особенности сохранения памяти о войне другими глазами. Каким образом дать возможность молодому поколению говорить и размышлять о войне в школе, в университете — это мы и будем сегодня обсуждать. 

Конференцию подготовил оргкомитет под председательством Владимира Земцова, с участием директора центра культурно-образовательных проектов УрГПУ Ирины Грибан (ученого секретаря), доцентов кафедры рекламы и связей с общественностью Олега Грибана и Анны Коротун, аналитика центра культурно-образовательных проектов Луизы Коробицыной

Во время первой части конференции участники прослушали заявленные в программе доклады и задали интересующие вопросы. Немецкие историки из Баден-Вюртемберга, Райнер Гро и Кармен Бонер, презентовали доклад на тему «Россия на уроках истории в гимназиях Баден-Вюртемберга». Кармен Бонер, учительница истории в гимназии, рассказала о том, как позиционируется роль Советского Союза во Второй мировой войне в учебниках земли Баден-Вюртемберг (единых централизованно утвержденных учебников для всех школ в Германии нет), каков уровень представлений немецких школьников о роли СССР в войне, что они думают и какие вопросы задают учителям относительно самых острых проблем (например, по поводу пакта Молотова-Риббентропа и секретных протоколов). Кармен Бонер сказала, что она счастлива быть на конференции российских историков еще и потому, что она имеет возможность спросить непосредственно у россиян — как еще она может улучшить и дополнить свой учебный материал, относящийся к этой странице нашей общей истории. 

Изабелла Огоновская, кандидат исторических наук, доцент СУНЦ УрФУ, в своем докладе рассказала о том, как пакт Молотова-Риббентропа и его последствия для Европы и СССР освещались в советских школьных учебниках 1940-2010-х годов. Изабелла Станиславовна представила весь спектр меняющихся оценок на фоне меняющейся ситуации в стране и в мире. 

Алена Постникова, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории ИОН УрГПУ, представила доклад «Историческая политика в современной Франции», с оговоркой, что термин «историческая политика» для современной Франции достаточно условен, и сегодня государство не стремится вмешиваться в процесс формирования исторической памяти о тех или иных событиях (на примере империи Наполеона и наполеоновских войн) или контролировать, как те или иные исторические сюжеты представлены в образовании. Но были периоды, когда государство более активно обращалось к тем или иным знаковым событиям истории и пыталось усилить таким образом собственный авторитет — при Шарле де Голле, Жаке Шираке и Николя Саркози. 

Татьяна Дорохова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и учитель истории и обществознания ЧОУ СОШ «Индра», представила интереснейший опыт проектной работы школьников и со школьниками, направленный на изучение истории Второй мировой войны. Самостоятельная работа с источниками, обращение к живой памяти представителей старшего поколения собственной семьи делает историю войны для школьников близкой и интересной, позволяет поспорить, снимает однозначность оценок и ура-патриотический глянец, дает возможность эмоционально прочувствовать то, что пережили люди в военное время. 

 После перерыва работа конференции была продолжена в формате «круглого стола». В обсуждении приняли участие преподаватели УрГПУ, школ и колледжей, сотрудники музея ВДВ «Крылатая гвардия», архива ГААОСО. 

Текст: Ирина Шаманаева
Фото: Александра Карпушева