Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Все разделы

Историко-педагогические чтения в УрГПУ состоялись в двадцать третий раз

29 марта 2019 841
Поделиться
24.06.21 841
Поделиться

26 марта в УрГПУ прошло пленарное заседание и состоялась работа в секциях XXIII всероссийских с международным участием историко-педагогических чтений на тему «Социально-гуманитарное образование: Человек, Общество, Государство (историко-педагогические аспекты)». 

Чтения открылись 26 марта бинарной лекцией о коллективной памяти (доктор социологических наук директор института общественных наук Елена Прямикова, ассистент Оксана Куренбина), продолжились 27 марта круглым столом об исторической памяти (доктор философских наук Валерий Герт, доктор исторических наук Владимир Земцов, кандидат исторических наук Алена Постникова) и 28 марта – мастер-классом кандидата исторических наук, учителя Гимназии № 37 Ольги Уколовой «Формирование регулятивных универсальных учебных действий при изучении истории в основной школе». 

29 марта состоялась пленарная часть конференции, на которой выступили известные историки, политологи, философы и педагоги с целью поделиться своими подходами к изучению и преподаванию истории и других общественных наук. 

Весна в нашем институте и в университете – пора научных конференций, мастер-классов, других мероприятий, имеющих научно-практическую направленность, – отметила кандидат исторических наук Галина Кругликова, председатель оргкомитета конференции. – Мы являемся активными участниками V областного образовательного форума «Педагогические мастерские. Эффективная подготовка педагогических кадров», в рамках которого и проходит нынешняя конференция. В этом году в конференции приняло участие 110 человек. География очень обширная – охвачена вся территория России, представлены наши зарубежные гости из Казахстана, Монголии, Беларуси

С приветствием выступила начальник научно-исследовательской части УрГПУ кандидат философских наук Людмила Забара

– Очень приятно, что традиции, заложенные историческим факультетом, продолжают существовать, и что здесь присутствуют не только ученые, но и студенты, которые активно подключаются к научным исследованиям. Проблемы социально-гуманитарного знания сегодня активно обсуждаются, общество начинает понимать, что все межличностные отношения, все человеческие контакты, которые устанавливаются в том или ином сообществе, во многом определяют его успех. 

Пленарный доклад «История как социальная память человечества: взгляды, позиции, убеждения» прочитал доктор исторических наук Андрей Сперанский, заведующий сектором политической и социокультурной истории Института истории и археологии УрО РАН. 

Андрей Владимирович начал свой доклад с высказывания известного французского историка Марка Блока, основателя Школы «Анналов» – «История – социальная память человечества». Отметив, что память – инструмент хрупкий и ненадежный, способный по-разному интерпретировать один и тот же факт, забывать что-то, сознательно стирать, выдумывать то, чего не было, докладчик рассказал о трех существующих в историографии интерпретациях истории России – религиозно-исторической (православной), всемирно-исторической (линейно-стадиальной) и локально-исторической (цивилизационной). 

Первая развивается со времен первых русских летописей и представляет собой концепцию движения человечества от грехопадения к Богу. Вторая начинает свою традицию в России с XVIII века. Согласно представлениям историков, начиная от В. Н. Татищева и Н. М. Карамзина, историков-западников XIX века, историков-марксистов XX века, либеральной историографии, развивающейся с 1980-х годов., история России – часть мирового исторического процесса и развивается по тем же законам. Но если сначала у представителей этого направления преобладал европоцентризм и представление об истории народа как о политической, государственнической истории, то потом многие историки стали от этого отходить, и первое имя, с которым связана эта тенденция – великий историк В. О. Ключевский. Он доказал, что история России не тождественна истории российского государства, и показал историю русского народа в ракурсе его социального, культурно-бытового существования. Либеральная историография в 80-е годы поставила вопрос о цене побед и достижений советского государства, заговорила об истории повседневности, оформилось индустриальное (модернизационное) направление, делающее упор на материальную цивилизацию, реальные экономические, демографические и другие показатели. Наконец, локально-историческая интерпретация, связанная с именами О. Шпенглера и А. Тойнби, в России сначала проявилась в сфере политической публицистики, была связана с русским евразийством и славянофилами. Речь идет об «особом пути» России. Из наиболее известных историков XX века эту тенденцию представляет Л.Н. Гумилев. 

Андрей Владимирович отметил, что «концептуальный хаос», воцарившийся в научном пространстве в 90-е годы, многих запутал и дезориентировал, но при этом он позволил выбирать тот подход, который близок тому или иному ученому, и доказывать его. Далее вступил в действие «естественный отбор» – слабые, плохо доказуемые теории сами собой завяли, хорошо аргументированные – укрепились. 

Далее на пленарном заседании были представлены доклады доктора исторических наук Андрея Трофимова «Российское государство: стандарты демократии и проблемы доверия», доктора педагогических наук Маргариты Дудиной «Реверсивное обучение истории: теория и практика», доктора политических наук Татьяны Самсоновой «Образовательно-воспитательные практики в современной российской школе», кандидата философских наук Марины Араповой «Человек как субъект социально-гуманитарного образования», кандидата исторических наук Ажар Рахимбековой «Историческая память и степная устная историология». 

Дальнейшая работа была организована по секциям: «Личность, общество, государство в исторической науке», «Образовательное пространство: историческая память и историческая политика», «Социально-гуманитарное образование в школе и вузе: теоретико-методологические проблемы». 

Разнообразие тематики докладов дает представление о широте и глубине проработки проблем, которыми занимается историческое сообщество, в том числе и о междисциплинарных исследованиях (участники, присутствующие очно или заочно, разрабатывают темы, связанные с историей образования, историей медицины, историей религии, историей экономики, сочетают исторические исследования с филологическими, политологическими, социологическими). Материалы конференции вошли в сборник, который опубликован в электронном виде и будет доступен в РИНЦ. 

Пресс-служба УрГПУ
Текст: Ирина Шаманаева
Фото: Александра Карпушева