Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Все разделы

История Великой Отечественной войны в человеческом измерении

16 марта 2020 1079
Поделиться
20.06.21 1079
Поделиться

Проблемы истории Второй мировой и Великой Отечественной войны, проблемы осмысления исторической памяти, актуальные вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения ученые, педагоги, практики обсудили 13 марта на международной научно-практической конференции «Великий подвиг народа по защите Отечества: вехи истории».

Пленарное заседание прошло в здании Правительства Свердловской области. Конференцию открыл Министр образования и молодежной политики Свердловской области Юрий Биктуганов. Юрий Иванович подчеркнул, что в год, объявленный Президентом РФ Годом памяти и славы, особенно важно вести работу по сохранению живой исторической памяти и делать эту работу частью образовательного процесса. 

Заместитель Губернатора Свердловской области по вопросам территориального развития Олег Чемезов объявил, что руководстве Свердловской области подало ходатайство о присвоении Екатеринбургу, Нижнему Тагилу и Каменску-Уральскому звания «Город трудовой доблести». Это станет признанием огромных заслуг Свердловской области и ее трудового вклада в Победу. 

Организаторы конференции — Министерство образования и молодежной политики Свердловской области, ФГОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет», Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Свердловской области 

Участников конференции приветствовал и.о. руководителя Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Свердловской области, полковник юстиции Алексей Невгад. Подвиг специальных служб и правоохранительных органов по защите Отечества, по его словам, не будет забыт, и память о нем должна стать достоянием следующих поколений. Обсуждению этих вопросов посвящена отдельная секция конференции. 

Не допустить переписывания истории, отстоять правду о Великой Отечественной войне призвал Юрий Судаков, председатель Свердловской областной общественной организации ветеранов войны, труда, боевых действий, государственной службы, пенсионеров. 

С первым пленарным докладом на тему «Патриотическое воспитание студентов вуза: проектный подход» выступила ректор УрГПУ Светлана Минюрова. Как быть гражданином и патриотом — тема, актуальная на все времена, но каждая эпоха находит новые средства, приемы и подходы для того, чтобы осуществлять передачу этих вечных ценностей и идеалов от поколения к поколению. Сегодня молодежью востребован проектный подход. Общественно значимая идея обсуждается самими студентами и реализуется ими оффлайн и онлайн (использование Интернета позволяет расширить географию проекта и гибко управлять временем, например, проводить вебинары в удобное время для участников из разных часовых поясов). 

Светлана Алигарьевна подробно рассказала о трех проектах, которые осуществляются в УрГПУ: «Живая история», «Польша и Россия: диалог поколений» и «Российская и германская молодежь в диалоге: история и память». 

Генерал-полковник Александр Федоров, заместитель Председателя Следственного комитета РФ, представил доклад «Подвиг бойцов следственных органов по защите Отечества в годы Великой Отечественной войны». Александр Вячеславович развенчал стереотипы об их роли как органов карательных и репрессивных, рассказал о том, чем в действительности занималась военная контрразведка, сколько настоящих шпионов и диверсантов, а также уголовных банд было обезврежено силами следственных органов, привел примеры известных людей, чья военная служба проходила именно в этих структурах: так, в СМЕРШ служил Федор Абрамов, впоследствии один из самых лиричных русских писателей-«деревенщиков». 

Изабелла Огоновская, советник Министра образования и молодежной политики Свердловской области, кандидат исторических наук, прочитала доклад на тему «Великая Отечественная война в памяти и в сердце: что, как и почему сохранять в историческом сознании поколений?» Основная мысль, которую постаралась донести до аудитории Изабелла Станиславовна, заключалась в том, что память о войне даже в юбилейный год (и тем более в юбилейный год!) не должна превращаться в череду скучных и казенных мероприятий «для отчета», потому что такие мероприятия не вызывают у молодежи ничего, кроме отторжения: 

 — Все акции должны носить человеческий, знанческий характер, должны иметь педагогический смысл. 

Изабелла Станиславовна с большим сожалением отметила, что, согласно результатам опросов, только 20% учителей готовы воспитывать в учениках патриотизм и гражданственность. Остальные 80% ответили отрицательно не потому, что не хотят, а потому что не могут, не умеют, не представляют, как это нужно делать, чтобы эта информация дошла до молодежи и была воспринята. И это действительно большая проблема, потому что поколение учителей зачастую само воспитывалось на советских учебниках, написанных слишком пафосным стилем и в слишком академичной манере. Меньше схем, меньше пафоса, больше живых человеческих слов — это шанс достучаться до молодых людей, которые тоже хотят гордиться своей страной и знать ее историю. 

Изабелла Огоновская привела пронзительный человеческий документ, отвечающий на вопрос: «зачем помнить?» — письмо студента, ушедшего добровольцем на фронт. Память нужна для того, чтобы твердо знать: эти люди рисковали своей жизнью и погибали не напрасно, они верили в то, что их не забудут, они делали это ради будущих поколений, понимая, что сами, скорее всего, с этими поколениями не встретятся. Память — это единственная благодарность, которой мы по-настоящему можем им ответить. 

Доктор исторических наук Владимир Земцов, заведующий кафедрой всеобщей истории и методики преподавания исторических дисциплин УрГПУ, выступил с докладом «Вторая мировая война: „уроки истории“ начала XXI века». Владимир Николаевич рассказал о том, как развивался в XXI процесс коммеморации Второй мировой войны, как ситуация менялась от одной юбилейной даты к другой под воздействием политики, и какие тенденции мы сейчас наблюдаем. Владимир Николаевич рассказал о том, что в нарративе о войне сегодня происходят изменения: фокус смещается с солдат на жертв войны, на потери среди мирного населения. Одновременно государства как бы монополизируют память о войне и с ее помощью конструируют идеализированную модель прошлого, не давая никаких правдоподобных моделей будущего, в профессиональное историописание вторгается политика, и это мешает отделить правду от мифа. 

Екатерина Сибирцева, начальник департамента образования Свердловской области, представила доклад «Подвиг учителя в тылу и на войне». Война возложила на педагога огромное количество дополнительных обязанностей: не только давать знания, но и заботиться о детях, во многом заменять им родителей, которые воевали или трудились на заводах. На основании документальных свидетельств о судьбах десятков учителей Свердловской области, которые сражались на фронте или оставались организовывать образование и воспитание детей в тылу, Екатерина Александровна сделала вывод, что учитель в годы войны был больше чем учителем. Учитель в годы войны стал социальным работником, психологом, агитатором и пропагандистом, мастером и организатором трудового обучения. Но те, кто был детьми в военные годы, помнят сегодня своих любимых учителей не за то, что они были хорошими предметниками, а за то, что они были близкими людьми, способными обогреть и поддержать.  

Доктор исторических наук Андрей Сперанский, заведующий Центром политической и социокультурной истории Института истории и археологии УрО РАН, рассказал об истории внешней разведки России как фактора государственной безопасности. Основателем внешней разведки, по его мнению, должен считаться князь Олег, захвативший власть в Киеве в 882 году: летопись сообщает нам о том, как Олег собрал разведданные о ситуации в Киеве, применил дезинформацию, чтобы сбить с толку Аскольда и Дира, использовал группу захвата и совершил государственный переворот. Далее Андрей Владимирович увлекательно и подробно изложил долгую и непростую историю внешней разведки, осветил ее роль в войнах, которые вела Россия (отдельно остановившись на войне с Наполеоном) и, конечно, роль разведчиков во Второй мировой войне, а также судьбу разведки в период сталинских репрессий. 

Сильное впечатление на участников и гостей конференции произвел доклад «Великая Отечественная война в исторической памяти России», с которым выступил главный специалист — куратор Российского военно-исторического общества Константин Пахалюк. Говоря о памяти о войне, Константин Александрович коснулся очень серьезного противоречия между тем, что люди отвечают в социологических опросах на вопросы, сформулированные «общо» и «глобально», и что они говорят, когда их спрашивают о фактологии. Огромный процент населения заявляет, что российская история — самый большой повод для национальной гордости, а Великая Отечественная война — главное событие в истории России. С другой стороны, 60% взрослых опрошенных не могут правильно ответить на вопрос, когда началась Великая Отечественная война. Но и знание некоего набора фактов тоже еще не является знанием о войне, если нет понимания, что стоит за этими фактами. 

Междисциплинарная программа «Исследование памяти» дает свой ответ на вопрос, почему в последние годы возникает «бум памяти», люди больше начинают интересоваться историей, открываются музеи, появляются научно-популярные книги, фильмы и т.д. Все это происходит на фоне кризиса модерна, кризиса национальных историографий, сформировавшихся в XIX веке, и линеарного восприятия времени как прошлого, настоящего и будущего. В эпоху модерна акцент делается на будущем, все мысли устремлены в него. Но в конце XX века происходит нечто новое: образ будущего исчезает. Появляется ощущение, что люди живут в «вечном настоящем». И в кризисе будущего люди обращаются к прошлому и переосмысливают его. В России общеевропейский философский кризис будущего совпал с кризисом государственности как таковой. Мучительный поиск ценностей «вывел» на патриотизм, а поскольку патриотизм, в свою очередь, опирается на лояльность государству, было найдено то, чем все могут гордиться — общая история, общее прошлое. И здесь тоже свои проблемы. Об истории как главной ценности говорят и в России, и на Западе. Но у западных политиков всегда есть схема, последовательность: начиная говорить о прошлом, они выводят из этого прошлого общечеловеческие ценности права, свободы, гуманизма, демократии, и заканчивают именно на этой ноте. В России это звено выпадает, и повисает вопрос. Обращение к прошлому — ради чего? Гордиться предками — а что дальше? 

Константин Пахалюк подчеркнул, что процесс коммеморации Великой Отечественной войны должен отойти от превращения войны и великой Победы в часть нашего государственного имиджа. Кроме того, много вопросов вызывает принятая в наше время парадигма войны как идеи служения человека государству. Для того, чтобы история войны стала по-настоящему живой и горячей, чтобы молодежь смогла вместить ее в себя и осознать, этот подход должен быть другим. И, говоря со школьниками и студентами о войне, необходимо перенести акценты на личную ответственность и личный выбор. 

— Давайте задумаемся о том, какие ценности мы хотим воспитать. Когда нам показывают фильмы, где есть безумный и бездумный героизм, я сомневаюсь, что сегодняшний школьник из этого для своей жизни может сегодня что-то вынести. А что же он может вынести из этой истории? Наверное, к истории сегодня нужно отнестись не как к набору фактов для некой единственно правильной интерпретации («если человек знает эту интерпретацию, то он патриот»). Для меня главное здесь вот что. Самая большая беда сегодняшней России — в том, что мы очень атомизированы. Люди не умеют брать ответственность за то, что они делают. Обращение к прошлому — это прежде всего вопрос о том, как люди в тяжелых ситуациях решали вопрос о собственной ответственности. И если школьник научится думать, задавать вопросы, размышлять о том, что двигало людьми, когда они выбирали коллаборационизм или сопротивление, понимать логику поведения людей и задавать вопрос: «А как бы я поступил в той или иной ситуации?» — вот тогда мы воспитаем ответственного гражданина. Если же мы заслонимся от него красивыми словами о подвигах, то молодое поколение умеет это очень хорошо фильтровать. 

Пленарное заседание получилось не просто очень интересным: оно получилось концептуальным и очень полезным присутствующим на нем педагогам. Установка на превращение памяти о войне в часть образовательного процесса, о которой говорил Юрий Биктуганов, в течение трех часов пленарного заседания наполнилась фактами и интерпретациями и превратилась в конкретное руководство к действию. 

Подробности с пленарного заседания в сюжете ГТРК «Вести-Урал».

Пресс-служба УрГПУ
Текст: Ирина Шаманаева
Фото: Александра Карпушева