Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Rus
Eng
Все разделы

Как правильно подготовить дошкольников к обучению грамоте, рассказала проректор УрГПУ

28 марта 277
Поделиться
Рассказать

Мастер-класс «Подготовка дошкольников к обучению грамоте» для педагогов дошкольного образования и студентов института педагогики и психологии детства 27 марта провела Маргарита Кусова, проректор по учебной работе УрГПУ, доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой русского языка и методики его преподавания в начальных классах.

Маргарита Львовна напомнила некоторые принципы дошкольного образования, заявленные в ФГОС, такие как содействие и сотрудничество детей и взрослых;
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

 Речевое развитие ребенка включает развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Что такое грамота? — задала лектор вопрос аудитории, на который, как ни странно, никто не смог ответить. Тогда она облегчила понимание этого слова:

— Кого на Руси считали грамотным?

На этот вопрос ответить было легко: тех, то умел читать и писать.

— А что такое чтение и письмо?

Элементарный, казалось бы, вопрос опять поставили собравшихся в тупик. Все в аудитории умеют читать и писать, а как объяснить эти явления?

Оказалось, чтение — это перевод кода письменной речи в код звучащей речи, а письмо — наоборот: перевод кода устной речи в код речи письменной.

Чтобы овладеть этим кодом перевода, ребенку необходимо научиться правильно произносить звуки, синтезировать и анализировать, вычленять и сопоставлять. Все эти операции достаточно сложны для детского сознания и требуют помощи взрослого. И вот о том, как правильно оказывать эту помощь в дошкольном образовании, какие занятия проводить в каждой возрастной группе, очень подробно и обстоятельно рассказала Маргарита Львовна за неполных два часа.

Зачем нужны предметные картинки? Почему слово «луна» является самым удобным словом для звукового анализа в детском саду? Что ближе ребенку — чтение или письмо? Зачем нужно заниматься моделированием слов и предложений? Как это правильно делать? На все эти вопросы Маргарита Львовна ответила простыми, понятными словами, все разложила по «полочкам», сразу же захватив внимание слушателей и удерживая его на протяжении всего занятия. Впрочем, словом «слушатели» называть собравшихся не совсем точно. Они были вовлечены в активную работу. Кто-то восстанавливал забытые знания, кто-то понимал суть и смысл привычных действий, кто-то узнавал новое.

Отметим, что мероприятие прошло в рамках V Образовательного форума «Педагогические мастерские: эффективная подготовка педагогических кадров».

Пресс-служба УрГПУ
Текст: Татьяна Мостон,
Фото: Александра Карпушева