Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Все разделы

Как сделать выбор профессии осознанным, обсудили на форуме педагоги Екатеринбурга

2 ноября 201
Поделиться
Рассказать

Образовательный форум «Ранняя профилизация: достоинства и недостатки» (XXIV городские открытые Педагогические чтения), организованный Департаментом образования Администрации г. Екатеринбурга, прошел 1 ноября сразу на нескольких площадках: УрФУ, УрГПУ, Межрегиональный центр квалификации Уральского политехнического колледжа, Информационный центр по атомной энергии.

Участников форума приветствовал председатель Екатеринбургской городской думы Игорь Володин:

 В век нанотехнологий модернизация образования необходима, в том числе и в плане помощи детям в их профессиональном самоопределении. Это труд сложный, но необходимый.

Затем на сцену поднялись представители высшего образования, те, кого ведущая пленарного заседания Ольга Бабченко, заместитель начальника департамента образования Администрации г. Екатеринбурга, назвала «нашими важными социальными партнерами, вместе с которыми мы реализуем много совместных проектов» — первый проректор УрФУ Дмитрий Бугров и ректор УрГПУ Светлана Минюрова.

— Подсказка, совет, доброжелательная рекомендация со стороны педагога — и вот уже ученик и родители ученика понимают, что тот или иной выбор для развития их ребенка является правильным. Вот это и называется ранней профилизацией, — сказал Дмитрий Витальевич. — Казалось бы, при чем здесь УрФУ, где даже на первом курсе уже учатся преимущественно совершеннолетние люди, где есть СУНЦ, но и там начинают учиться с 8 класса? Но поверьте, любой из наших преподавателей заинтересован в том, чтобы абитуриенты к нам приходили хорошо подготовленными.

Светлана Алигарьевна в кратком приветствии рассказала о том, как педагоги видят раннюю профилизацию применительно к своей профессии:

Учить и учиться — наш девиз на протяжении всей профессиональной жизни. И конечно, этот девиз позволяет нам понимать: то, что мы знали вчера, и даже то, что мы знаем сегодня — это ограничения, которые могут снять возможности совместного обсуждения тех задач, которые кто-то перед нами ставит или, еще лучше, мы перед собой ставим. Заявленная тема, ранняя профилизация, очень обширная, но я обозначу один важный момент. Мы уже привыкли к тому, что многие из вас каждый год стучатся в наш университет и говорят: «Нужен учитель начальных классов! Нужны математики! Не хватает физиков!» И я всецело за то, чтобы наша профессия как можно раньше начала пополняться теми юными нашими последователями, которые откликнутся на ваши заявки и придут в школы. С удовольствием могу констатировать, что на сегодняшний день действуют педагогические классы в 13 муниципалитетах. У нас стартовал проект в Железнодорожном районе Екатеринбурга, мы будем вместе заниматься по программе педагогической интернатуры. Считаю, что это наша миссия — и УрГПУ, и педагогического сообщества Екатеринбурга, что в нашей области, поскольку мы все вместе объединились в педагогический кластер, сделать так, чтобы профессия педагога также обрела возможность ранней подготовки, — сказала Светлана Алигарьевна и заверила, что если будут новые заявки от школ и муниципалитетов, УрГПУ готов помочь с открытием новых педагогических классов уже завтра.

О профилизации как таковой, об ее необходимости, о достижениях нынешней системы профилизации и ее несовершенствах, а также о том, как развить достоинства и ослабить недостатки, рассказала в своем докладе Ольга Бабченко. Ольга Ивановна отметила, что профилизация напрямую связана с социальным заказом: так, в настоящее время развивается проект «Уральская инженерная школа», увеличивается количество классов с физико-математической, естественнонаучной, технической специализацией. Одна из серьезных проблем — это ограниченные (или даже отсутствующие) возможности изменить выбранный профиль. Есть школы, где профилизация отсутствует или имеется 1-2 из 13 предложенных федеральными стандартами профилей. Есть школы переполненные, где перевод из класса в класс невозможен по техническим причинам. Но в городе есть и школы, где предусмотрена возможность смены профиля через полгода учебы.

Ценнейший ресурс в плане профилизации — дополнительное образование. Оно призвано компенсировать дефициты основного общего образования.

— Решение о смене профиля возможно только при укрупнении образовательной единицы. Мы рассматриваем несколько моделей. Для того, чтобы воплотить мечту каждого школьника о желаемой специализации, используются площадки учреждений дополнительного образования, используется ресурс платных дополнительных услуг, и т.д. Другая модель — школа—колледж—вуз—предприятие. Базовые программы сконцентрированы в школе, но для отработки практического опыта привлекаются площадки учреждений профессионального образования и предприятий.

Затем прошла панельная дискуссия — модератором был Алексей Фаюстов, директор медиацентра УрФУ, спикерами — Дмитрий Бугров, первый проректор УрФУ, Наталья Павлова, начальник отдела подготовки и обучения НПО «Автоматика», Елена Ушакова, директор гимназии № 161 г. Екатеринбурга, Ольга Ефремова, член Общественного совета по развитию образования, представитель родительской общественности.

Спикеры начали с обсуждения нашумевшего высказывания Германа Грефа о том, что физико-математические школы на данный момент устарели, и на этом примере обсудили достоинства и несовершенства ранней профилизации. Двое из участников, историк Дмитрий Бугров и журналист Алексей Фаюстов, рассказали, что в школе учились в профильных классах, однако впоследствии выбрали совсем другие вузы и факультеты. Обучение не было напрасным, и все-таки было бы лучше, если бы у детей было больше направлений для выбора. Елена Ушакова призвала различать детский интерес к предмету и восхищение любимым учителем — и будущее профессиональное самоопределение: профориентация предполагает более глубокие и комплексные представления о профессии, чем их можно получить в рамках предмета.

Более конкретно поднятые на пленарном заседании проблемы обсуждались уже на одной из площадок УрГПУ — на круглом столе «Профилизация — все вместе: за», который провела начальник центра академического взаимодействия, кандидат психологических наук, доцент Наталья Белоусова.

Доклад кандидата психологических наук, доцента кафедры общей психологии УрГПУ Юлии Водяхи был посвящен вопросам профилизации при работе с подростками 14-15 лет. По мнению Юлии Евгеньевны, это наиболее подходящий возраст для личностно-профессионального самоопределения — для того, чтобы дать ребенку реалистичные представления об его собственных возможностях и склонностях и о содержании интересующих его профессий. Ранняя профилизация, на уровне дошкольного образования или младшей школы, возможна, но на уровне профессионального просвещения. Дальше присоединяется профессиональное консультирование и, очень важный компонент, психологическая поддержка.

Работая с подростками, нужно сознавать, какие факторы в это время могут оказывать влияние на его выбор. Например, довольно часто путают профессиональные предпочтения с основным видом деятельности, характерным для этого возраста. Если ребенок дает больше всего положительных ответов в группе «человек-человек» (известный профориентационный тест), то это еще не значит, что он действительно хочет работать с людьми, это может говорить только о том, что общение представляет для него высокую ценность (основной вид деятельности в подростковом возрасте — общение со сверстниками). Юлия Евгеньевна говорила также о необходимом балансе между «хочу» («люблю что-то делать»), «могу» (у меня получается) и «надо» (это востребовано и за это хорошо платят). Сфера «надо» у подростков проработана довольно слабо, и даже в наше прагматичное время очень много выпускников школ идет в вузы, не имея представления, пригодится ли им то, чем они будут заниматься в ближайшие 4 года. Другая сторона медали — давление родителей. Родители, как правило, смотрят на выбор профиля реалистичнее, но их представления могут не совпадать со склонностями ребенка или отставать от развивающейся ситуации на рынке труда.

Валентина Павлова, заместитель директора екатеринбургской МАОУ СОШ № 18, рассказала о том, как работает профилизация в их школе. Она начинается с 5 класса, дети распределяются по профилям: гуманитарный, общеобразовательный, естественнонаучный, социально-экономический, технологический. Это не константа, по положению ребенок из одного направления может перейти на другое. Сложности могут быть только с переходом в гуманитарный класс, где изучаются 2 иностранных языка — туда могут перейти дети только с условием ликвидации образовавшейся академической задолженности.

Светлана Валеева, начальник управления образования Асбестовского городского округа, рассказала о раннем профессиональном самоопределении будущих педагогов. Испытывая острую нехватку педагогических кадров (особенно учителей начальных классов, учителей физики, математики и русского языка), муниципалитет до сих пор шел по традиционному пути — оформлял выпускникам направление на целевое обучение в педагогический университет. Но эффективность этого пути до сих пор была не очень высокая, потому что возвращается и устраивается на работу в школы слишком мало дипломированных специалистов. В этом году управление образования заключило договор с УрГПУ и открыло педагогический класс, в который записалось 60 старшеклассников, в настоящее время учится 49. Педагогический класс функционирует на базе одной из городских школ, но открыт для всех детей из города, желающих в нем учиться. Занятия проходят по субботам, там еженедельно дается двухчасовая дополнительная программа. Оплата за нее педагогам производится за счет ставок дополнительного образования. Наряду с педагогическим классом по такому же принципу организованы медицинский, инженерный и эколого-биологический классы.

Ребята, успешно окончившие педагогический класс, будут пользоваться преимуществами при поступлении в УрГПУ. Кроме УрГПУ, у муниципалитета заключены договоры с УГМУ, УрГАУ, УГГУ и УГЛТУ. Направления на целевое обучение будут выдаваться по-прежнему, но теперь на других правовых основаниях. Каждому целевику муниципалитет будет выплачивать стипендию, и если дипломированный специалист вернется работать в Асбестовский ГО, он не должен будет эту стипендию компенсировать. Но если он не захочет возвращаться, то будет должен вернуть эти деньги в двойном размере.

Очень важный момент, на котором остановилась Светлана Анатольевна — проводить занятия в педагогических классах приглашаются педагоги, которые не просто являются хорошими предметниками, а по-настоящему увлечены своей профессией, считают ее своим призванием, живут в ней. Только такие наставники смогут показать профессию изнутри и помочь школьникам определиться: действительно ли педагогика — это то, в чем им хочется совершенствоваться, чем хочется заниматься всю жизнь.

Александра Седых, учитель начальных классов школы № 22, рассказала о ресурсах дополнительного образования для успешной профилизации. Одна из основных задач дополнительного образования — социализация ребенка. «Важно дать ребенку возможность выбирать и пробовать, научить общаться с разными людьми», — подчеркнула Александра Степановна. Кружки, которые ребенок выбирает — это и есть профориентация, и даже если она не станет профессией, ребенок приобретет дополнительные умения и навыки, которые расширят его поле возможностей и помогут стать гармонично развитым человеком.

Завершая круглый стол, Наталья Белоусова обратила внимание на необходимость профессионального роста педагогов — для того, чтобы привлекать в педагогическую профессию молодежь, необходимо собственным примером показывать привлекательность этой профессии, позиционировать себя человеком современным, ресурсным, компетентным.

Интересный «социальный заказ» поступил от Валентины Михайловны Павловой (МАОУ СОШ № 18) — было бы интересно демонстрировать ученикам педагогических классов ролики, героями которых могут стать студенты УрГПУ или молодые педагоги, сделавшие выбор в пользу педагогической профессии. Присутствующие на круглом столе директор департамента стратегии и информационной политики Наталья Паэгле и главный редактор газеты «Народный учитель» Ирина Шаманаева рассказали о фильме пресс-службы УрГПУ «Как вырастает учитель» и о материалах газеты «Народный учитель», особенно рубрик «Портрет молодого педагога» и «Современная школа», которые могут стать хорошим подспорьем в профориентации школьников.

Пресс-служба УрГПУ
Текст: Ирина Шаманаева
Фото: Александра Карпушева