Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Все разделы

Как создать свой сказочный мир

2 ноября 123
Поделиться
Рассказать

1 ноября в рамках форума «Ранняя профилизация: достоинства и недостатки» на двух площадках прошли мероприятия секции «Психолого-педагогический аспект ранней профилизации». В УрГПУ для педагогов школ и детских садов сотрудники института педагогики и психологии детства УрГПУ и педагог-психолог Юлия Рогинская провели проектную лабораторию «Старт в будущее: комплексное развитие творческих способностей детей и подростков».

Размышляя о проблеме, которой посвящен форум — «ранняя профилизация», Марина Бывшева, начальник учебно-методического управления УрГПУ, доцент кафедры психологии и педагогики детства, сказала:

— С дошкольниками можно говорить о профессиях, но не так, как с подростками. В современном мире есть профессиональная мобильность, и не стоит ждать, что ребенок в пять лет и даже в пятнадцать выберет профессию на всю жизнь. Но способность к творчеству нужна в любой профессии, поэтому мы ставим вопрос не о выборе профессии, а об овладении инструментами творчества. И когда человек станет инженером, врачом, космонавтом, да хоть продавцом в магазине — он сможет реализовать себя и как творческая личность, и как профессионал. 

Марина Бывшева рассказала о проекте «Большая игра», который возник в результате поиска новых методик работы с детьми для включения их в проект «Уральская инженерная школа». Основная задача проекта — применение ассоциативно-синектической технологии для комплексного развития творческих способностей.

Синектика — это система креативного мышления, основанная на аналогиях.

«Большая игра» проводится в рамках открытия года в Академии детского изобретательства и позволяет создать образовательную среду, где дети воспитываются, развиваются, получают новый опыт.

Юные изобретатели из предложенных материалов конструируют фантазийных существ, а потом создают для них сказочные миры в коробках. Потом дети с помощью родителей и педагогов сочиняют истории о приключениях своих героев. 

— Созданные миры, — объяснила Марина Бывшева, — обладают предметным содержанием, в них можно путешествовать в мир математики, живой клетки, мир русского языка. 

Педагог-психолог Юлия Рогинская, заместитель заведующего детским садом «Созидание», рассказала о своем опыте проведения такой игры с детьми школьного возраста: 

— Очень люблю работать с детьми, у которых с русским языком полный швах. Для тех, у которых проблемы с дифференциацией частей речи и членов предложения, мы предлагаем игру: части речи — это фигурки, которые надевают на себя униформу с обозначением члена предложения. Три занятия — и у любого ребенка укладывается в голове, чем отличается глагол от сказуемого, а существительное от подлежащего. 

Директор института педагогики и психологии детства Сергей Новоселов подчеркнул, что от развития творческих способностей зависит здоровье человека. 

— Мы видим вроде бы благополучных детей, которые вдруг совершают преступления. Нам понятно, почему это происходит и почему у детей возникают отклонения — мы не даем им реализовать одну из обязательных психо-физиологических программ — программу поисковой активности. 

Но реализовать ее можно и во зло. Если человек креативно совершает нечто плохое — надо понимать, что при этом он чувствует себя хорошо, он тоже реализует программу поисковой активности. И задача педагога, по мнению Сергея Аркадьевича, в том числе и в том, чтобы отделять социально-приемлемые желания от социально-неприемлемых. 

— Психологи говорят, — продолжил Сергей Новоселов, — что 10-15 % взрослых обладают креативностью, а остальные — исполнители. Но мы верим, что каждый человек ищет, как реализовать креативность. И мы должны создать детям условия для развития творческих способностей. 

Дети с их еще несколько мифологическим мышлением и верой в сказку могут предложить такие идеи, которые взрослым не придут в голову. И здесь рядом очень нужны взрослые, которые не скажут: «Что за ерунда», а подумают, нет ли здесь чего-то такого, что может поменять мир. Сделать то, чего не было в мире, и что будет кому-то нужно. 

Сергей Новоселов показал на экране примеры интересных изобретений и рассказал, что 17 января отмечается Всемирный день детей-изобретателей. 

— К сожалению, это в основном американцы, а мы наших детей-изобретателей мало поддерживаем, а я думаю, они ничуть не хуже. Вы знаете, что фруктовое мороженое на палочке изобрел одиннадцатилетний мальчик, а шрифт Брайля — шестнадцатилетний американец? 

Главные критерии изобретения — новизна и полезность. Но об этом стоит говорить с детьми старше 12 лет, до этого возраста дети живут творчеством, им это не нужно. 

Очень важно, чтобы ребенок увидел плоды своих трудов, поэтому руководители Академии стараются оформить патенты на детские изобретения, кроме того, ДАИ выдает и свои, «детские» патенты. 

— Бывает, что ребенок что-то придумает, поиграет, и ему становится неинтересно. Но я это не оставил, а помог получить на это патент. Потом мальчик вырастает, и для него становится очень значимо, что он сделал что-то новое в этой жизни. Ему не надо никому завидовать, доказывать что-то кулаками. Сейчас мы занимаемся оформлением патентов на шесть изобретений детей, которым помогали взрослые. 

Еще одна важная роль педагогов и родителей — создать «ситуацию нового вида», в которой и проявляется креативность. Сергей Новоселов рассказал, как на одном из конкурсов детям дали задание в течение трех дней придумать устройство для тренировки. Подростки из детской забавы с пуговицей и веревкой изобрели тренажер и стали победителями. 

Объясняя принцип ассоциативно-синектической технологии, Сергей Аркадьевич сказал: 

— Чтобы что-то изобрести, нужно, чтобы включились осознанный и неосознанный процессы. Как и поэты, писатели, художники, изобретатели в процессе творчества испытывают нечто вроде опьянения. Конечно, детям об этом говорить не стоит, но мы изобретательство начинаем с фантазирования, с сочинения литературных произведений. Когда человек сочиняет стихи, у него включаются оба процесса: мы подбираем слова, анализируем и одновременно подчиняемся ритму, а центры ритма связаны с бессознательным. Мы берем потешки или стихи и предлагаем детям вместе сочинить что-то по аналогии, например, вместо «огуречик, огуречик, не ходи на тот конечик» — стихи про карандашик, который сравнивается со скачущим барашком, а потом мы  его рисуем. Мы с детьми придумали барашка с ногами-карандашами и много других вариантов рисующих игрушек, когда их еще не было в продаже. 

В выступлении профессора Новоселова прозвучало важное наблюдение: 

— Все дети, когда чего-то достигают, начинают себя по-другому ощущать, начинают себя уважать, ради этого стоит развивать нашу технологию. 

Всех участников лаборатории пригласили стать партнерами Академии детского изобретательства.

Пресс-служба УрГПУ
Текст: Ксения Волянская
Фото: Александра Карпушева