Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Eng
Все разделы

Категория «событие» в философии, педагогике и творчестве стала темой нового семинара Профессорского собрания

29 ноября 2019 725
Поделиться
29 ноября 2019 725
Поделиться

Профессорское собрание УрГПУ провело 27 ноября второй методический семинар, посвященный изучению категории «событие». Результатом подготовки к этому семинару стало коллективное интегрированное микроисследование, посвященное категории «событие» применительно к трем разным областям научных интересов докладчиков.

Доктор философских наук, профессор института общественных наук Валерий Герт представил философский аспект события, кандидат педагогических наук, доцент института педагогики и психологии детства Татьяна Дорохова раскрыла понятие и содержание «педагогического события», а доктор педагогических наук, директор ИПиПД Сергей Новоселов рассказал о событии применительно к сфере творчества. 

Событие как поступок 

Доклад Валерия Герта назывался «Категория „событие“ и ее характеристики». Понятие «событие» — междисциплинарное. Мартин Хайдеггер определил событие как «бытие из времени». Категория бытия для него была актуальна в связи с формированием философского направления экзистенциализма. В понимании природы человека философы двигались от сущности (характеристики которой к этому времени были в основном выделены и описаны) к существованию. Так понятия «бытие» и «событие» оказалось в центре внимания. «Событийный ряд» или «много событий» характеризуют жизнь человека — она в них и состоит. А поскольку человек существует во многих гранях, понятие «событие» применимо ко всем видам и сферам человеческой деятельности. Мы говорим о культурном событии, об историческом событии, о педагогическом событии и т.д. Но событие — не абстрактная категория, оно должно стать событием, пониматься как событие для самого человека. Это феномен, который влияет и развивает самого человека. И главная задача — показать, как человек оказывается внутри события. 

Валерий Александрович рассказал об аспекте «событие как поступок» и подчеркнул, что поступок — это нравственное действие. В основе поступка лежит отношение к другому человеку. И поэтому он со-бытие — разделенное бытие. Совершенный поступок меняет ситуацию, обновляя ее, разрушая либо созидая что-то новое. 

Педагогическое событие 

Доклад Татьяны Дороховой «Педагогическое событие» состоял из теоретической и практической части. Такое деление обусловлено спецификой педагогической науки. Татьяна Сергеевна подчеркнула, что, как ни в одной другой науке, теория в педагогике не может существовать без практики. 

Если событие в исторической науке рядом ученых рассматривается как синоним понятия «факт», в философии, начиная с XX века, событие рассматривается рядом с понятием «бытие» и противопоставляется ему, то в педагогической науке событие рассматривается как нечто противостоящее понятию «формальное действие». Превращая событие в субъективное переживание, педагог уходит от формального мероприятия. Событие должно оказать влияние на всех его участников. Участие в событии становится источником для нового опыта, для личностных изменений и развития. В результате происходит социализация — самореализация в широком смысле, означающая включение индивида в социум и изменение как себя, так и социума. Педагогическое событие некоторые классики рассматривают как со-бытие взрослого и ребенка. Татьяна Сергеевна подчеркнула, что она смотрит на педагогический процесс шире, и как на отношения между совершеннолетними взрослыми людьми, однако та информация, которую получают стороны в процессе обучения, тоже влияет на личностное развитие каждого. 

— В процессе обучения мы ищем сами себя и сами себя преобразуем, — сказала Татьяна Дорохова. Я убеждена, что невозможно никого взять и научить. Можно только научиться

Первое, что должен сделать педагог, чтобы педагогическое мероприятие стало педагогическим событием, — дать участникам выбор. Второе — целесообразна педагогическая поддержка тех идей и решений, которые возникают в процессе подготовки, чтобы дать возможность реализоваться каждому. И третье — необходима ситуация успеха, причем успех должен быть как личным, так и коллективным. 

Татьяна Сергеевна подчеркнула, что мы имеем возможность организовывать в рамках педагогического университета не мероприятия, а именно педагогические события, которые становятся инструментом обучения и воспитания, и анонсировала декаду истории педагогики, которая пройдет в институте педагогики и психологии детства с 2 по 12 декабря. 

Творчество как событие 

Темя исследования Сергея Новоселова — «Событие и творчество». Сергей Аркадьевич, как и его коллеги, начал с дефиниций. В русском языке слово «событие» исторически связано со словами «сбывшееся» и «осуществленное». Событие — то, что сбылось, случилось. Здесь появляется диссонанс с принятым определением творчества как процесса создания чего-то нового, тогда как семантика слова «событие» указывает на результат. Однако там мы находим и «случай». А случай имеет самое прямое отношение к творчеству. И новая коннотация, добавившаяся в XIX веке, «событие как крупный факт, явление», также описывает творчество, потому что сотворение нового — это всегда явление, крупный факт. 

В аспекте соотношения события и творчества Сергей Новоселов рассмотрел представления Фрейда («здоровая жизнь бессобытийна), Ломброзо («гений и помешательство»), Плеханова (о роли личности и совершаемых личностью событий в истории), Юрия Лотмана («событие как перенесение персонажей через границу семантического поля»). Событие — резкий и неожиданный скачок. Оно непредсказуемо, случайно, и в то же время предсказуемо, детерминировано. По Лотману новизна, случайность и непредсказуемость — качества событийности. Сергей Новоселов подчеркнул, что творчества не бывает без случая, «случайность является лишь в точке пересечения необходимых процессов». От того, как человек отнесется к этому, зависит, как он состоится в качестве творца. Ньютон открыл закон всемирного тяготения не потому, что увидел падающее яблоко: он был уже подготовлен к открытию, а яблоко стало тем случаем, который позволил нескольким траекториям совпасть в одной точке. Итогом стало озарение, инсайд — и одно из фундаментальных открытий, объясняющих устройство Вселенной. 

В конце своего доклада Сергей Аркадьевич представил знаменитую формулу Бонифатия Михайловича Кедрова, описывающую творческий процесс: движение мысли, столкновение с познавательно-психологическим барьером, прыжок через трамплин, выход за пределы известного и познанного. Работа в форме методологических семинаров в рамках Профессорского собрания УрГПУ будет обязательно продолжена. 

Организаторы напоминают, что на профессорские лекции и семинары могут приходить все желающие. Следующая лекция состоится 4 декабря в 15.30. 

Пресс-служба УрГПУ
Текст: Ирина Шаманаева
Фото: Александра Карпушева