Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Rus
Eng
Все разделы

Категория «событие» в философии, педагогике и творчестве стала темой нового семинара Профессорского собрания

29 ноября 379
Поделиться
Рассказать

Профессорское собрание УрГПУ провело 27 ноября второй методический семинар, посвященный изучению категории «событие». Результатом подготовки к этому семинару стало коллективное интегрированное микроисследование, посвященное категории «событие» применительно к трем разным областям научных интересов докладчиков.

Доктор философских наук, профессор института общественных наук Валерий Герт представил философский аспект события, кандидат педагогических наук, доцент института педагогики и психологии детства Татьяна Дорохова раскрыла понятие и содержание «педагогического события», а доктор педагогических наук, директор ИПиПД Сергей Новоселов рассказал о событии применительно к сфере творчества. 

Событие как поступок 

Доклад Валерия Герта назывался «Категория „событие“ и ее характеристики». Понятие «событие» — междисциплинарное. Мартин Хайдеггер определил событие как «бытие из времени». Категория бытия для него была актуальна в связи с формированием философского направления экзистенциализма. В понимании природы человека философы двигались от сущности (характеристики которой к этому времени были в основном выделены и описаны) к существованию. Так понятия «бытие» и «событие» оказалось в центре внимания. «Событийный ряд» или «много событий» характеризуют жизнь человека — она в них и состоит. А поскольку человек существует во многих гранях, понятие «событие» применимо ко всем видам и сферам человеческой деятельности. Мы говорим о культурном событии, об историческом событии, о педагогическом событии и т.д. Но событие — не абстрактная категория, оно должно стать событием, пониматься как событие для самого человека. Это феномен, который влияет и развивает самого человека. И главная задача — показать, как человек оказывается внутри события. 

Валерий Александрович рассказал об аспекте «событие как поступок» и подчеркнул, что поступок — это нравственное действие. В основе поступка лежит отношение к другому человеку. И поэтому он со-бытие — разделенное бытие. Совершенный поступок меняет ситуацию, обновляя ее, разрушая либо созидая что-то новое. 

Педагогическое событие 

Доклад Татьяны Дороховой «Педагогическое событие» состоял из теоретической и практической части. Такое деление обусловлено спецификой педагогической науки. Татьяна Сергеевна подчеркнула, что, как ни в одной другой науке, теория в педагогике не может существовать без практики. 

Если событие в исторической науке рядом ученых рассматривается как синоним понятия «факт», в философии, начиная с XX века, событие рассматривается рядом с понятием «бытие» и противопоставляется ему, то в педагогической науке событие рассматривается как нечто противостоящее понятию «формальное действие». Превращая событие в субъективное переживание, педагог уходит от формального мероприятия. Событие должно оказать влияние на всех его участников. Участие в событии становится источником для нового опыта, для личностных изменений и развития. В результате происходит социализация — самореализация в широком смысле, означающая включение индивида в социум и изменение как себя, так и социума. Педагогическое событие некоторые классики рассматривают как со-бытие взрослого и ребенка. Татьяна Сергеевна подчеркнула, что она смотрит на педагогический процесс шире, и как на отношения между совершеннолетними взрослыми людьми, однако та информация, которую получают стороны в процессе обучения, тоже влияет на личностное развитие каждого. 

— В процессе обучения мы ищем сами себя и сами себя преобразуем, — сказала Татьяна Дорохова. Я убеждена, что невозможно никого взять и научить. Можно только научиться

Первое, что должен сделать педагог, чтобы педагогическое мероприятие стало педагогическим событием, — дать участникам выбор. Второе — целесообразна педагогическая поддержка тех идей и решений, которые возникают в процессе подготовки, чтобы дать возможность реализоваться каждому. И третье — необходима ситуация успеха, причем успех должен быть как личным, так и коллективным. 

Татьяна Сергеевна подчеркнула, что мы имеем возможность организовывать в рамках педагогического университета не мероприятия, а именно педагогические события, которые становятся инструментом обучения и воспитания, и анонсировала декаду истории педагогики, которая пройдет в институте педагогики и психологии детства с 2 по 12 декабря. 

Творчество как событие 

Темя исследования Сергея Новоселова — «Событие и творчество». Сергей Аркадьевич, как и его коллеги, начал с дефиниций. В русском языке слово «событие» исторически связано со словами «сбывшееся» и «осуществленное». Событие — то, что сбылось, случилось. Здесь появляется диссонанс с принятым определением творчества как процесса создания чего-то нового, тогда как семантика слова «событие» указывает на результат. Однако там мы находим и «случай». А случай имеет самое прямое отношение к творчеству. И новая коннотация, добавившаяся в XIX веке, «событие как крупный факт, явление», также описывает творчество, потому что сотворение нового — это всегда явление, крупный факт. 

В аспекте соотношения события и творчества Сергей Новоселов рассмотрел представления Фрейда («здоровая жизнь бессобытийна), Ломброзо («гений и помешательство»), Плеханова (о роли личности и совершаемых личностью событий в истории), Юрия Лотмана («событие как перенесение персонажей через границу семантического поля»). Событие — резкий и неожиданный скачок. Оно непредсказуемо, случайно, и в то же время предсказуемо, детерминировано. По Лотману новизна, случайность и непредсказуемость — качества событийности. Сергей Новоселов подчеркнул, что творчества не бывает без случая, «случайность является лишь в точке пересечения необходимых процессов». От того, как человек отнесется к этому, зависит, как он состоится в качестве творца. Ньютон открыл закон всемирного тяготения не потому, что увидел падающее яблоко: он был уже подготовлен к открытию, а яблоко стало тем случаем, который позволил нескольким траекториям совпасть в одной точке. Итогом стало озарение, инсайд — и одно из фундаментальных открытий, объясняющих устройство Вселенной. 

В конце своего доклада Сергей Аркадьевич представил знаменитую формулу Бонифатия Михайловича Кедрова, описывающую творческий процесс: движение мысли, столкновение с познавательно-психологическим барьером, прыжок через трамплин, выход за пределы известного и познанного. Работа в форме методологических семинаров в рамках Профессорского собрания УрГПУ будет обязательно продолжена. 

Организаторы напоминают, что на профессорские лекции и семинары могут приходить все желающие. Следующая лекция состоится 4 декабря в 15.30. 

Пресс-служба УрГПУ
Текст: Ирина Шаманаева
Фото: Александра Карпушева