Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Все разделы

Конференция «Молодежь в меняющемся мире» УрГПУ состоялась в 12-й раз

23 ноября 2020 395
Поделиться
19.06.21 395
Поделиться

19 ноября состоялась XII Всероссийская научно-практическая конференция «Молодежь в меняющемся мире: мировоззренческие основания человека в „текучей современности“», которая проводится в год 90-летия Уральского государственного педагогического университета и стала доброй традицией кафедры философии, социологии и культурологии.

В этом году заявки и материалы поступили из разных городов России: Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Салават, Таганрог, Уфа, Ярославль и др. — и отражают самые разнообразные интересы молодежи и молодых ученых. Неравнодушие связано и с вопросами дистанционного обучения в условиях локдауна, и с перспективами и спецификой педагогического образования, и с профессиональным становлением молодежи. Особенно отрадно то, как современная молодежь вовлечена в сохранение историко-культурного наследия. В целом, тематика докладов получилась широкой: и о медиасреде, и о городском пространстве и обретении идентичности, и о специфике образования и многое другое. 

Данное мероприятие объединило коллег разных вузов и прошло при поддержке Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиала), Ростовского государственного экономического университета(РИНХ), Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, Института социально-политических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН  

Термин «текучая современность» был вынесен организаторами в подзаголовок конференции не случайно. Это метафора Зигмунда Баумана в книге с таким же названием, где автор отмечает переход от мира плотного, структурированного, обремененного целой сетью социальных условий и обязательств к миру пластичному, текучему, свободному от заборов, барьеров, границ. И этот переход повлек за собой глубокие изменения во всех сферах человеческой жизни, требующих переосмысления взглядов и когнитивных границ, используемых для описания индивидуального опыта людей и их совместной истории. 

С приветственным словом к выступающим, слушателям и участникам конференции обратился Иван Попп, начальник управления научно-образовательной и проектной деятельности УрГПУ, рассказав о системе поддержки в УрГПУ студенческой молодежи, которая занимается научными исследованиями. 

Анна Коротун, директор института общественных наук, поддержала молодых и начинающих исследователей на избранном пути вхождения в науку. 

Наталья Симбирцева, модератор конференции, отметила, что онлайн формат позволил преодолеть территориальные границы и объединиться хотя бы на время конференции в поисках ответов на сущностные и значимые вопросы, над которыми активно задумывается молодое поколение, не уступая старшим коллегам и состоявшимся исследователям. 

Среди пленарных докладов отметим доклад студентки УрГПУ Дарьи Ошиваловой, подготовленный под руководством и в соавторстве с доцентом кафедры философии, социологии и культурологии Еленой Шалагиной «Социальный портрет современного учителя». Доклад посвящен результатам социологического исследования, выявившего обобщенные черты сегодняшнего педагога: это, как правило, женщина, в возрасте от 39 до 50 лет, о материальной обеспеченности говорить сложно, потому что «вилка» в зарплате учителей из Москвы и из депрессивных регионов огромная. Профессия учителя остается малопрестижной: в рейтинге престижности педагоги по-прежнему котируются выше работников торговли и общепита, но уступают другим «белым воротничкам». Педагог сегодня измучен перегрузками и стрессом из-за постоянно меняющихся требований. Но при этом за последние 15 лет учителя впервые стали оценивать эту ситуацию более позитивно и чувствуют себя к ней более адаптированными. Опрошенные учителя отметили, что ценят хороший моральный климат на работе, и если школа, ее руководство и коллеги их устраивают, работу они менять не собираются. Одной из самых сложных актуальных проблем респонденты назвали общение с родителями учеников и мотивирование их к более активному участию в образовательном процессе их детей. 

 Конференция работала по следующим секциям: «Дистанционное обучение в образовательном пространстве 2020», «Педагогическое образование как фактор развития общества в условиях социально-экономического кризиса» (модератор Наталья Симбирцева), «Пространство школы как института воспроизводства культуры», «Вовлеченность молодежи в сохранение историко-культурного наследия: проблемы, опыт, перспективы» (модератор Галина Кругликова), «Профессиональное становление молодежи: проблемы и пути их решения» (модератор Елена Шалагина) «Медиасреда как основа творческой и профессиональной репрезентации» (модератор Ольга Шихова). 

Студенты, магистранты, аспиранты представляли свои доклады и вступали диалог с аудиторией, акцентируя внимание на наиболее острых для молодежи вопросах, связанные с образом современного учителя, с дистанционным форматом обучения в условиях локдауна, профессиональной самореализацией, сохранением и трансляцией базовых ценностей и смыслов культуры. Формат именно молодежной конференции, предоставивший самой молодежи трибуну для высказывания, очень понравился коллегам из Таганрогского института им. А. П. Чехова, его представители решили провести у себя подобный форум, тем более что дистанционный формат, при всех отмеченных недостатках, имеет неоспоримое достоинство — позволяет преодолевать любые расстояния без затрат и бюрократических барьеров.

Текст: Наталья Симбирцева, Ирина Шаманаева