Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Все разделы

Контемп. Дети. Диалог на языке танца

2 октября 2018 1401
Поделиться
14.05.21 1401
Поделиться

29 сентября в Муниципальном театре балета «Щелкунчик» состоялся вечер современной хореографии «Контемп. Дети». Событие проходит уже шестой год, в 2018 — в рамках международного культурно‑образовательного проекта «Диалог на языке танца».

Автор и руководитель проекта — доцент кафедры художественного образования УрГПУ, лауреат международных конкурсов хореографического искусства Ренат Хасбатов. Куратор образовательной программы проекта — заслуженный работник культуры РФ Наталья Лысцова.

Что это за особый стиль танца — контемп или, вернее, контемпорари (англ. contemporary dance)? Определение «Википедии» ничего не разъясняет: «современный сценический танец, включающий в себя самые различные направления и техники».

В Россию стиль контемпорари пришел недавно, лет 30 назад, хотя основоположником современного танца некоторые считают Айседору Дункан. Именно она лучше всех раскрывает суть направления.

Рассказывая о своем новаторском стиле танцевального искусства, она утверждала, что «нет такой позы, такого движения или жеста, которые были бы прекрасны сами по себе. Всякое движение будет только тогда прекрасным, когда оно правдиво и искренне выражает чувства и мысли». Таким образом, Айседора положила начало танцу, главная задача которого — научиться слышать свой внутренний голос и выражать его с помощью тела.

Стиль достаточно сложен даже для взрослых исполнителей, как же с ним справляются дети? Дункан говорила: «Если вы научите человека вполне владеть своим телом, если вы при этом будете упражнять его в выражении высоких чувств, сделаете так, что движения его глаз, головы, рук, туловища, ног будут выражать спокойствие, глубокую мысль, любовь, ласку, дружбу или гордый жест величавого отказа от чего‑нибудь презренного, враждебного, это отразится воспитывающе на его сознании, на его душе». Выходит, этот стиль танца не только показан маленьким танцорам, но способен воспитывать их?

Россия могла опередить все страны в развитии этого направления, если бы в 1924 году развитие современного танца в России не было пресечено декретом о запрете пластических студий. Возвращение contemporary dance в страну состоялось лишь в 1980‑е годы.

Ренат Саримович был одним из тех, кто пропагандировал контемпорари в России — 12 лет он был танцовщиком всемирно известного театра «Провинциальные танцы». Сегодня он занимается преподавательской работой, является членом жюри и экспертом многих танцевальных конкурсов, поэтому хорошо знаком с хореографическими коллективами Уральского региона. Весь год он по крупицам отбирает лучших танцовщиков для участия в проекте «Контемп. Дети». По сути, конкурс идет в его голове, и только самые талантливые приглашаются на заключительный гала‑концерт.

В этом году в программе было всего 17 номеров, но каждый был неповторим. Вот на сцену высыпал порхающий розовый снег (девочки в нежной кисее из студии джаз‑модерн танца «Движение»). За ними — мужская группа III курса школы хореографического мастерства МТБ «Щелкунчик» в черных строгих костюмах. О чем их танец «Be still» («Быть спокойным»)? О мужской дружбе? О самоопределении? Предательстве?

И снова — озорные девочки в юбках‑бабочках и смешных бантиках. Образцовый ансамбль танца «Овация» под музыку Моцарта размышляет на тему… картины Кандинского «Желтое‑красное‑синее» (хореография Рената Хасбатова). Все смешалось в этом доме! Карикатурно угловатые движения, серьезные выражения лиц. Стук пальцев о стол, хлопки ладоней. Река, спокойная и бурлящая, игривая и плавная. На сцене — хореографический ансамбль «Острова» из Лесного. За ними — россыпь сине‑красных цветов — это на сцену высыпали малыши из хореографического коллектива «Микс». Их самозабвенный танец, на мой взгляд, о нежелании ходить строем и быть как все, о бурной радости быть собой.

Изломанные, вычурные движения Елизаветы Севастьяновой (МТБ «Щелкунчик») в композиции «Чужая» и трагичные, символизирующие одиночество, борьбу и преодоление — Виктории Шевченко, студентки института музыкального и художественного образования УрГПУ (хореографом танца является сама Виктория).

Фрагмент данс‑спектакля «Дети Войны» под музыку Исаака Шварца в исполнении хореографической студии «Болеро+» убедил, что танцем можно передать ужас и бесчеловечность войны. А можно — «в одно касание» — свет, надежду и чистоту, как Анастасия Козловская (МТБ «Щелкунчик»).

А перед концертом все желающие могли побывать на мастер‑классах Риедон ванн ден Берга из Нидерландов и хореографа‑постановщика Александра Гурвича, заведующего кафедрой танцевальных дисциплин Гуманитарного университета.

— В течение года я «взял на карандаш» около 30 танцевальных номеров, достойных участвовать в этом проекте, — рассказал Ренат Саримович. — Но надо было отобрать только половину. Как говорила Пина Бауш, важно не как человек двигается, а что им движет. Во время отпуска я продумываю, какие коллективы включить и как структурировать программу вечера, советуюсь с коллегами и другими специалистами. Коллективы уже ждут нашего приглашения на концерт. Некоторые участвуют постоянно. Но каждый год мы стараемся показать новые интересные ансамбли. Есть идея о том, чтобы перевести проект в рамки конкурса, чтобы можно было задействовать всех желающих танцевать в данном направлении, а на гала‑концерт приглашать лучших. Интерес к контемпорари огромный. Почти все студенты нашего института побывали на мастер‑классах. На концерте полный аншлаг, все билеты были проданы в первые же дни. Поэтому будем и дальше развивать этот проект.

Текст: Татьяна Мостон (использованы материалы «Википедии),
Фото предоставлены порталом «Культура.Екатеринбург.рф»
Фотографы: Татьяна Доукша, Георгий Сапожников,
Александр Аракчеев