Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Все разделы

Литературная встреча и конкурс творческих работ студентов «Рождественский книжный экспресс: лучшие книги – детям»

24 декабря 2021 175
Поделиться
26.01.22 175
Поделиться

23 декабря Научная библиотека и кафедра русского языка и методики его преподавания в начальных классах ИПиПД пригласили читателей в онлайн литературное путешествие, в котором студенты 1 курса (группа ДОД-2131) представили творческие формы презентации детской книги в жанре рождественской повести, сказки, рассказа, входящих в круг чтения детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Светлана Томилова, доцент, к.фил.н., разъяснила цель, задачи, особенности книжного события:

- Преддверие Рождества, предновогоднее настроение – особенное время, когда мы ждем чуда, верим в лучшее, отсюда – открытость восприятия, время для сказки, фантазии, творчества. Это подходящий повод для чтения с детьми у рождественской ёлки в атмосфере теплого общения, доверительности. Читая с детьми лучшие произведения словесного искусства, мы в то же время должны использовать возможности закрепления практики «сближающего», семейного и творческого чтения. Именно поэтому на нашей встрече мы уделяем так много внимания приемам вовлечения в чтение и руководства детским чтением, вместе ищем идеи, как заинтересовать чтением дошкольников, выстраивая взаимодействие с читателем вокруг книги с целью их интеллектуального, эмоционального и нравственного развития.

Лилия Якина, к.пед.н., отметила общие задачи библиотеки и преподавателей кафедры в развитии читательской культуры педагогов:

- Мы стремились показать, объединить различные библиотечные и педагогические подходы и интересные практики «вдохновляющего» творческого чтения в работе с дошкольниками и школьниками в освоении содержания рождественских историй и понимании их смысла: жанровых моделей, нравственных идей, литературных средств выразительности художественного текста. Для встречи был выбран образ путешествия на книжном экспрессе, движения, ведь это всегда новые эмоции, динамика, интересные открытия. Это возможность получить больше впечатлений, охватить больше материала, но не упустить суть вопроса.

Рождественский книжный экспресс отправился в литературную страну, полную чудес. Динамичный процесс общения начался с книжной викторины «Знакомые незнакомцы» с участием чтецов театра «Отражение» под руководством Надежды Серебренниковой. Невозможно представить новогодние чтение без встречи с героями рождественских сказок Г. Х. Андерсена, Э. Т. Гофмана, М. Метерлинка и других замечательных авторов. Театрализация может стать интерактивной формой продвижения чтения.

Наталья Косинова, библиотекарь, познакомила читателей с новой книгой Дж. Роулинг «Рождественский Поросенок», вышедшей в 2021 году. В обзоре-интерпретации она дала рекомендации для организации знакомства с произведением с учетом возрастных особенностей и потребностей читателей, прочтения книги с волшебными превращениями и опасным путешествием семилетнего Джека, но одновременно поднимающей сложные для детей социальные проблемы. Невероятные истории, происходящие в канун светлого Рождества в предчувствии чуда, находят живой отклик в детской душе при правильной организации работы с текстом произведения, помогая педагогу решать воспитательные задачи и развивать читательские навыки.                                                                                                                                                    

Первокурсники под руководством Светланы Томиловой подготовили презентацию по теме праздника «Традиции Рождества и Нового года»; представили 16 творческих работ (ролики-буктрейлеры, мультимедийные презентации с вопросами для обсуждения с детьми и методическими комментариями), объединившись в пары. Конкурсанты продемонстрировали вдумчивое отношение к подбору произведений и соответствующих творческих форм представления книги в осмыслении текста произведения, обратившись к неисчерпаемым возможностям лучших произведений в жанре рождественской волшебной сказки и новогодней истории зарубежных писателей, святочного рассказа и реалистической прозы русских писателей на тему рождества. Критерии оценивания работ представлены в Положении о конкурсе.

Дипломом победителя конкурса награждена работа по рассказу А.И. Куприна «Тапер» студентов Матвея Захарова и А. Пелевиной.

Грамотами награждены работы победители: буктрейлер по сказке Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» Марии Фокиной и Екатерины Фроловой; мультипликационный ролик по сказке Т. Янссон «Ель» Дарьи Нилидиной и Эльвиры Салахутдиновой.

Детская литература тесно связана с педагогикой. Конечно, педагогу, родителю нужны мотивирующие приемы, стимулирующие интерес технологии развития читателя. В лучших работах эксперты оценили умение их авторов вступать в диалог с читателями для наиболее полного понимания произведения, конструировать приемы литературной работы, отвечая на вопрос, как читать и обсуждать произведение с детьми? Погружение, неспешность, извлечение истории, понимание ее смысла, сопереживание героям, «сближающее» чтение … Так, открывая мир, ребенок через сказку, историю впитывает нравственный опыт, вырабатывая убеждения и оценки, познавая самого себя.

Студенты творчески представили детскую книгу, продемонстрировали готовность к рефлексивным читательским практикам в работе с произведением, отмечая в рождественском жанре особенности сюжетостроения, эмоциональной составляющей, изменения образов героев при разрешении сложной ситуации с неизбывным торжеством добра и справедливости, часто с помощью волшебства и собственных усилий героев. 

Литературное рождественское путешествие с Научной библиотекой помогло читателям увидеть глубокий смысл лучших рождественских историй как отдельного жанра в мировой литературе, в котором писатели ставили важные жизненные вопросы. Студенты – будущие педагоги ДОУ расширили диапазон приемов работы, направленные на развитие интереса к произведениям словесного искусства на примере замечательных текстов, которые должны входить в круг детского и семейного чтения. 

Л.Н. Якина, С.Д. Томилова