Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Все разделы

Логопед: ответы эксперта на вопросы студентов о профессии

8 января 725
Поделиться
8 января 725
Поделиться

Логопедия — образовательная программа, которая традиционно пользуется огромным спросом у абитуриентов УрГПУ. Но востребованность программы и высокое качество подготовки бакалавров и магистрантов в институте специального образования еще не означает, что у студентов и молодых выпускников не возникает тревожных вопросов в ходе своей учебы и первого года профессиональной деятельности.

Самые популярные вопросы мы адресовали Елене Каракуловой, практикующему логопеду, кандидату педагогических наук, доценту кафедры логопедии и клиники дизонтогенеза

Как перестать думать о работе во внерабочее время?

— Пожалуй, это один из самых сложных вопросов, я, например, с трудом переключаюсь, всегда в голове мысли о воспитанниках, студентах... Конечно, отвлечься помогает бассейн, музыка и собственные дети, которые тоже хотят внимание мамы, и я с удовольствием провожу с ними время. Кроме того, перенести рабочие заботы на трудовые будни помогает четкое планирование всех дел, важно не откладывать срочные и текущие дала на потом, жить по принципу: «Сделал дело — гуляй смело». 

Нормально ли то, что может долгое время не появляться звук, или я делаю что-то неправильно? 

— Постановка звуков речи на логопедических занятиях зависит от мотивации ребенка, сформированности артикуляционной базы и фонематического слуха, адекватного подбора способов постановки и других факторов. Все дети разные, готовность к работе по вызыванию или постановке звуков у них тоже разная, здесь важен индивидуальный подход и терпение. 

Что самое важное в отношениях с родителями? Как поставить себя так, чтобы они относились ответственно к занятиям и домашним заданиям? 

— Родители — наши самые главные помощники в логопедической работе с детьми, кто как не они знают интересы своего малыша, могут тактично исправить его ошибки, создать ситуацию успеха. Но приемам логопедической работы их надо обучить, показать упражнения, рассказать о негативном влиянии недоразвития устной речи на овладение письмом и чтением, возможных проблемах в освоении программы в школе и даже трудностях выбора профессии в будущем. 

Где находить вдохновение на творчество в построении занятий? 

— Если вы любите свою профессию, не устаете учиться у коллег, целью своей работы считаете, прежде всего, помощь детям, у вас есть собственные интересы и увлечения, то проблем с подготовкой интересных, творческих занятий не будет. 

Всегда ли необходимо выстраивать веселые и увлекательные занятия? Как соблюсти меру в этом и ничему не навредить? 

— Логопедические занятия должны быть развивающими, чтобы добиться поставленных целей и задач необходим положительный эмоциональный фон, интерес со стороны и ребенка, и педагога. Особенно для дошкольников актуален тезис «Играя, развиваем». На занятии логопедом часто используются дидактические, компьютерные, логоритмические, сюжетно-ролевые и другие игры. Учитель-логопед, работая над речью обучающихся, рисует, лепит, конструирует и выполняет другие виды продуктивной деятельности с детьми. Но логопедическое занятие — это не игры с аниматором, они состоят из этапов, логически связанных между собой. Следует помнить, что, если ребенок на занятии ничему не научился, не сделал маленький шажок вперед в речевом, психическом, моторном, социальном развитии, мы свои профессиональные обязанности не выполнили. 

Когда стоит начинать искать работу? Справедливы ли опасения, что работодатели боятся принимать на работу студентов? 

— Я считаю, что работу надо начинать искать после окончания университет и получения диплома. Определиться, где бы вы хотели работать в школе, в детском саду или реабилитационном центре можно уже в ходе учебной и производственной практики. Как правило, на практиках работодатели внимательно присматриваются к студентам. Ежегодно наши выпускники получают приглашения на работу в базовые организации. 

Расскажите о своем первом удачном логопедическом опыте. Что в начале Вашего профессионального пути помогало Вам в работе больше всего? Как справлялись с трудностями? 

После окончания университета я много лет работала в замечательном коллективе детского сада № 569 Екатеринбурга. Мне повезло с наставниками, среди которых были и учителя-логопеды, и методист, и воспитатели. Мне очень повезло с детьми. Это были малыши с нарушением зрения и тяжелой речевой патологией, поэтому мотивация им помочь была очень высокой. Самой сложной была работа с алаликами, безречевыми детьми, но она была и самой интересной. Приходилось досконально продумывать содержание логопедического занятия, часто «на ходу» менять его сценарий, так как ребенок проявлял другие интересы. Зато наградой были первые слова и фразы малыша. 

Трудности есть в любой деятельности, в любой профессии, их преодоление делает нас сильнее, мудрее, вновь заставляет взять в руки книги и учебники, перечитать лекции, обсудить сложные случаи с коллегами, прослушать вебинары ведущих специалистов, то есть опять учиться и делать свое любимое дело — развивать речь детей, вкладывать душу в свою работу!

Материал подготовила Ирина Шаманаева