Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Все разделы

Международный форум по специальной педагогике обосновал необходимость ранней помощи детям с ОВЗ

24 апреля 2020 566
Поделиться
18.06.21 566
Поделиться

22 апреля на базе Ленинградского государственного университета им. Пушкина в формате телемоста состоялся Международный научный форум «Специальное образование XXI века: от ранней помощи до профессиональной подготовки». В нем приняли участие президент Российской академии образования Юрий Зинченко, проректор по инклюзивному образованию Российского государственного педагогического университета им. Герцена Виталий Кантор, член Совета при Президенте России по развитию гражданского общества и правам человека, академик РАО Александр Асмолов, вице-президент РАО, академик РАО Николай Малофеев и другие видные ученые, разработчики и практики специального образования, из России и из зарубежных стран.

Участники форума обсудили системы специального образования, региональный опыт, специфику, требования времени, инклюзивные системы образования и психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидов, модели межведомственного комплексного сопровождения детей дошкольного и школьного возраста с признаками отклонений в развитии и семей, их воспитывающих, сопровождение профориентации и обучения инвалидов и лиц с ОВЗ и ряд других сопряженных с ними вопросов.

С приветственным словом выступил Станислав Еремеев, ректор Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина, доктор экономических наук, профессор. Он отметил, что главная проблематика форума связана с включением в жизнь огромного слоя людей, имеющих ОВЗ. Необходимо использовать российский и международный опыт, чтобы гуманизировать систему помощи детям с ОВЗ. Это гарантия благополучия семей, а значит, и общества в целом.

Семей, где воспитываются дети с особыми образовательными потребностями, в России очень много, а благодаря ранней диагностике их будет становиться еще больше. Только там, где семья не остается один на один с проблемой, а получает помощь, поддержку и сопровождение, она может нормально и устойчиво функционировать. О том, какая помощь и поддержка, какое сопровождение сегодня необходимы, как их организовать, о каких главных целях и ценностях необходимо всегда помнить, и говорилось на форуме. Своим опытом делились также коллеги из Беларуси, Казахстана, Узбекистана и других зарубежных стран. 

Доктор психологических наук, профессор Александр Асмолов назвал форум «конференцией людей с ограниченными возможностями», имея в виду вынужденно дистанционный характер ее проведения. Александр Григорьевич говорил о том, что так же, как в медицине существует деонтология, так и в разработке вариативного образования должна быть аксиология — ценностное обоснование гуманистического потенциала создаваемых методик и программ.

Александр Асмолов также говорил о необходимости масштабных междисциплинарных исследований, в частности, нейропсихологии, психогенетики, о VR-технологиях реабилитации. В заключение академик предостерег от подмены основной цели и ценности его инструментом, пусть даже и очень важным:

— Мы путаем две вещи: интеграцию детей с особыми потребностями в общество как ценностную установку образовательной политики, и инклюзию — как один из путей реализации этой установки. Интеграция в общество как гуманистическая установка необходима. Но работать для нее в логике «инклюзия без границ» нельзя.

Доктор психологических наук, профессор Юрий Зинченко, президент РАО, декан факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, подчеркнул, что у всех сейчас появился шанс понять то, что испытывают люди с ОВЗ и инвалиды: методом включенного эксперимента вся страна сейчас переживает то же, что и люди, запертые в домах и выключенные из социальной жизни.

— Мы говорим о реализации конституционного права детей с ОВЗ на образование, а на практике чаще приходится заниматься воспитанием толерантности к этой части общества. Одних пандусов уже недостаточно, вопрос — в учителях, насколько они готовы и насколько им помогли подготовиться. Ситуаций, когда один учитель, как универсальный солдат, должен быть готов к любой нозологии, — это можно, конечно, прописать в стандарте, но будет ли это выполняться на практике? Есть смысл пересмотреть подзаконные акты и приблизить их к той реальности, в которой учитель работает сегодня, — сказал Юрий Зинченко.

С пленарным докладом «Стратегические направления развития образования детей с инвалидностью и ОВЗ» выступил Николай Малофеев доктор педагогических наук, профессор, академик РАО, член Общественного совета базовой организации стран-участников СНГ по подготовке, переподготовке и повышению квалификации педагогических работников и специалистов в области инклюзивного и специального образования, член экспертного совета по специальному образованию при Комитете Государственной Думы Российской Федерации по образованию и науке. Николай Николаевич периодически бывает в УрГПУ и принимает участие в мероприятиях, организуемых Министерством образования и молодежной политики Свердловской области вместе с институтом специального образования и центром непрерывного образования УрГПУ, центром «Ресурс» и другими партнерами.

— Мы не так давно вошли в эпоху толерантности. Нельзя, чтобы в период пандемии она оборвалась. Как бы ни складывалась ситуация в экономике, наша задача — не дать государству ослабить заботу о детях, и особенно детях с ОВЗ, — подчеркнул Николай Николаевич.

Академик РАО и ведущий ученый-дефектолог, один из разработчиков концепции, которая легла в основу российской Стратегии развития образования детей с инвалидностью и детей с ОВЗ 2020-2030, рассказал о целях этой Стратегии. Это определение приоритетных направлений государственной политики в сфере образования детей с ОВЗ и детей с инвалидностью, инструментов и механизмов достижения наилучших результатов, обеспечивающих достижение доступности и качества образования детей, их социальную интеграцию, способность к ведению максимально самостоятельной жизни, успешную самореализацию в различных сферах жизнедеятельности.

Стратегия ориентирована на обновление системы специального и инклюзивного образования лиц с ОВЗ на основе результатов современных междисциплинарных исследований, эффективного сочетания продуктивного отечественного и зарубежного опыта, с целью достижения качественно более высоких результатов в развитии, воспитании, образовании, социализации и профессионализации детей с ОВЗ, социальной компенсации нарушенного развития обучающихся с ОВЗ и актуализации их личностного потенциала 

Ключевая точка роста — ранняя помощь в образовании Почему ранняя помощь рассматривается как ключевая точка роста образовательной системы? Исследования последних 25 лет убедительно доказали высокую эффективность ранней помощи. Благодаря ей в 100 % случаев удается добиться уровня развития детей, недостижимого при более позднем начале образования (в 2-3 года).

Использование в раннем возрасте цифровой высокотехнологичной медицины на примере большого числа имплантированных детей с нарушением слуха доказало свою эффективность. Кохлеарная имплантация в сочетании с новыми методами работы с ребенком и семьей, обеспечивает прежде невозможные результаты. Более 90 % имплантированные глухих детей без дополнительных нарушений способны перейти на путь развития слышащего: вести себя как слышащие дети, спонтанно осваивать речь как слышащие дети, полноценно интегрироваться в социум.

Очевидны эффекты ранней помощи слепым детям и их семьям в образовании: в 100 % случаев можно добиться уровня развития и мобильности, недостижимого при более позднем начале коррекционной помощи слепому ребенку и его семье.

Ранняя помощь детям с угрозой нарушения речевого развития позволяет надежно выявлять угрозу формирования нарушения речевого развития и в 100 % случаев предупреждать наиболее тяжелые формы — общее недоразвитие речи первого уровня (ОНР I).

Ранняя помощь детям с расстройствами аутистического спектра дает возможность снижать число наиболее тяжелых детских случаев. При использовании эмоционально-смыслового подхода в ранней помощи удается в большинстве случаев избежать формирования наиболее тяжелых вариантов аутистического развития и их последствий, при которых отсутствует речь, крайне затруднено общение, максимально выражены трудности произвольной организации собственного поведения.

Эффекты ранней помощи проявляются и у детей с врожденными тяжелыми множественными нарушениями. Экспериментально доказано, что и в случае множественных тяжелых нарушений развития можно изменить на более благополучную траекторию развития ребенка и жизни семьи.

Результаты широкого внедрения ранней помощи выразятся в том, что в дошкольные группы придет меньше детей с тяжелыми формами ОВЗ различной нозологии, уровень развития всех детей с инвалидностью, детей с ОВЗ и детей группы риска, охваченных ранней помощью в образовании, существенно повысится, увеличится число детей, которым будет показано инклюзивное образование, вырастет число семей, способных к сохранению и повышению своего статуса, к развивающему взаимодействию с ребенком. Уменьшится число семей, распадающихся из-за трудностей воспитания особого ребенка. 

Форум на базе ЛГУ им. А.С. Пушкина объединил выдающихся специалистов в области коррекционной педагогики, ранней помощи, сопровождения «особого ребенка» на всем пути его образования и профориентации, и обосновал исключительную важность всестороннего внимания и заботы о таких детях со стороны государства и общества. Это важно детям с ОВЗ и из семьям, но не менее важно это остальной, «нормотипичной» части общества, которой в ближайшее время предстоит трудная проверка на прочность ее гуманистических идеалов и ценностей.

Текст: Ирина Шаманаева