Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Все разделы

Михаил Казиник: «Именно сознание человека определяет бытие»

7 марта 405
Поделиться
Рассказать

В новом 2018 году Уральскому государственному педагогическому университету везет на встречи с педагогами не просто российского – мирового уровня. Совсем недавно, в феврале педагогическая общественность и студенты встречались с Евгением Ямбургом, а 6 марта гостем УрГПУ стал Михаил Казиник, выдающийся скрипач, музыковед, профессор Драматического института Стокгольма, ведущий эксперт Нобелевского концерта.

В Екатеринбург Михаил Семенович приехал по приглашению культурно-просветительского фонда «Энергия Жизни», а визит его в УрГПУ организовал институт социального образования совместно с объединенным советом обучающихся. Программа у музыканта и педагога насыщенная. Предстоит провести целую «неделю культуры» – лекции, пресс-конференции, концерты, встречи со студентами и педагогами, переговоры об организации в Екатеринбурге Школы будущего (такие школы Михаил Казиник открывает по всему миру, в том числе в России – они уже работают, например, в Тюмени и Челябинске). 

В УрГПУ Михаил Казиник приехал практически «с корабля на бал» – прямо с самолета. Послушать его пришли студенты и преподаватели самых разных учебных подразделений УрГПУ, в первую очередь самых близких по тематике – института социального образования и института музыкального и художественного образования. В этот же день состоялась и его пресс-конференция в ТАСС. Михаил Семенович оказался не только блестящим лектором, человеком энциклопедической образованности и эрудиции, оригинальным мыслителем, но и подлинным патриотом своей страны, человеком, всей душой болеющим за Россию, за ее великую культуру, за российских детей и их будущее.

– Уникальность России, – сказал Михаил Казиник, – в том, что она не пережила те стадии, через которые прошла Западная Европа: эпоху Возрождения, заявившую о том, что человек – не раб, а творец, религиозную реформацию, Просвещение. Но когда Россия в XVIII веке «открыла окно» в Европу, там началось бурное развитие культуры, абсолютно европейской по сути и при этом оригинальной и самобытной. В XIX–XX веках Россия дала миру гениев, определивших многие культурные «тренды» в литературе, живописи, музыке. Уничтожение цвета отечественной культуры и науки в годы сталинских репрессий стало трагической, невосполнимой потерей для страны. Но российский народ – наследник великой культуры, и в этом слава России, ее гордость, ее надежда на будущее.

«Бытие определяет сознание у животных, а не у человека. Человек тем и отличается, что он способен творить, преодолевать законы бытия силой своего духа, – подчеркнул Михаил Семенович. – Достаточно сделать культуру главным приоритетом в бюджете любой страны, и вы через какое-то время получите великую страну». Сохранение культуры и воспитание людей с «нобелевским мышлением» – это задача № 1. Тем и другим Михаил Казиник успешно занимается уже много лет. Одна из основных его идей – популяризация классической музыки и других явлений высокой, «элитарной» культуры. В жизни любого человека, по его мнению, обязательно должна быть музыка, поэзия, изобразительное искусство, в этом – спасение от деградации языка и мышления, и, в конечном счете, от деградации самой жизни, в том числе материальной. Кредо Казиника-педагога: детей как можно раньше нужно начинать учить музыке, рисованию, иностранным языкам. «Почему ребенок должен уже в 4 года учиться играть на скрипке? Потому что он еще не подозревает, как это сложно, и не боится!»

Школа будущего, с идеей которой Михаил Семенович приехал в Екатеринбург, – это школа, в которой детям хорошо. Показательна сама тема его лекции в УрГПУ: «Школа – это армия или театр?» Традиционная школа, конечно, больше похожа на армию. А школа будущего должна быть скорее театром, местом творчества, юмора, парадоксов, свободной игры ассоциаций. В Челябинске, где такая школа уже работает, дети, к примеру, приносят из школы задание: найти дома что-то бесконечное. К игре подключается вся семья. Дедушка показывает трубы отопления и рассказывает о круговороте воды. Папа сворачивает газету в лист Мёбиуса. Мама ставит два зеркала напротив друг друга. Вообще, постоянное взаимодействие школы с семьей – это самое важное, без активного участия родителей в воспитании ребенка результата не будет. Но ключевая фигура в школе – это учитель. Гениальный, по выражению Казиника, учитель, креативный учитель. «Один гениальный учитель в школе обречен, его заклюют, – говорит Михаил Семенович. – Нам нужна хотя бы пара, а еще лучше – четверо. Тогда начинают работать законы золотого сечения, возникает эффект синергии, тогда им никто не страшен!»

Много говорил Михаил Семенович и об ассоциативном мышлении, в котором вся суть концепции его школ. Главная задача – преодолеть отрывочность, клиповость мышления, прийти к метапредметности не на словах, а по-настоящему. Это идея комплексно-волнового урока – урока видения связи всего со всем. «Это урок риторики, живописи, слова, речи, объединенный каким-то понятием. Яблоко – что это? Это фрукт, это ботаника. Яблоко раздора – это мифология. Это Парис перед тремя богинями, его нравственный выбор. За полетом яблока проследил Исаак Ньютон и задался детским, но нормальным для гения вопросом: почему яблоко падает вниз?» – и вот физика с ее законом всемирного тяготения. На уроке математики вы разрежете все то же яблоко и расскажете о «золотом сечении» и о последовательности Фибоначчи. А если вы покажете ее еще и на клавишах рояля – восемь к пяти! Идем дальше, яблоко – это матросский танец «Яблочко». Так танцевали матросы в России, – и Михаил Семенович играет несколько тактов на рояле. – А вот как танцевали матросы в Англии в то же самое время, – и он играет гораздо менее бравурную, почти меланхоличную мелодию. – Дальше. «Город Большого яблока» Нью-Йорк и «Отец яблок» Алма-Ата добавят знаний в области географии. И так далее, и так далее! А в православной традиции Ева съела не просто плод, а яблоко. И давайте рассуждать, совершила она грех или не совершила? Что дало человечеству познание добра и зла? Для чего все это было? Чтобы появились Пушкин и Моцарт! Чтобы была любовь, потому что только там, где есть любовь, могут появляться гениальные творения».

Человек без потребности в высоком и прекрасном – ничто. Культура формирует все человеческое в человеке. Это, наверное, самый главный урок, который преподал всем присутствующим Михаил Казиник. И преподал его так красиво, легко и радостно, задал самим масштабом своей поистине ренессансной личности такую высокую планку, что можно не сомневаться – ни для кого, оказавшегося в тот день и час в одной аудитории с Михаилом Семеновичем, эта встреча даром не пройдет. Звучала прекрасная музыка (на скрипке играл сын Михаила Казиника – Борис Казиник), звучали стихи, афоризмы, анекдоты, экскурсы в историю... Уйти от одномерности, от клиповости и фрагментарности образования, соединить «распавшуюся связь времен» – вот задача, которую необходимо решить для того, чтобы в России подрастало больше будущих нобелевских лауреатов и просто счастливых людей, владеющих великим духовным наследием человечества.

Пресс-служба УрГПУ
Текст: Ирина Шаманаева
Фото: Александра Карпушева, Василий Васильев