Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Rus
Eng
Все разделы

Монографии о ступеньках познания

30 мая 307
Поделиться
Рассказать

В УрГПУ стало доброй традицией проводить каждую среду в 15.30 открытую профессорскую лекцию. Но 29 мая в это время прошло событие другого формата. Состоялась презентация сразу двух монографий: XI выпуска коллективной монографии «Понятийный аппарат педагогики и образования» и монографии Минненур Галагузовой и Галины Штиновой «Эволюция понятийного аппарата педагогики и образования».

Валерий Гердт, председатель профессорского собрания УрГПУ, начиная мероприятие, заявил, что понятия являются ступеньками познания, а система понятий объясняет прогностический потенциал любой науки, и сегодня ученым необходимо рисковать, предлагая новые концепты.

Первый выпуск монографии «Понятийный аппарат педагогики и образования» вышел в 1995 году. Его инициатором и бессменным ответственным редактором все эти годы является Минненур Галагузова, профессор кафедры педагогики, главный научный сотрудник научно-образовательного центра инновационной деятельности, доктор педагогических наук. Она рассказала о его создании:

— В годы перестройки впервые был заключен грантовый договор, согласно которому наш коллектив должен был поехать в Иллинойский университет. Мы понимали, что наш профессиональный язык отличаются от американского, поэтому был издан словарь терминов по педагогике и образованию. С этого все и началось. Возникла мысль издать монографию по понятийному аппарату педагогики. Идея получила горячую поддержку коллег, благодаря чему и вышел первый выпуск в 1995 году. Ответственным редактором был Евгений Ткаченко, бывший министр образования Российской Федерации. Идея была поддержана учеными Российской академии образования, в том числе профессором Володаром Краевским.

Конечно, ключевой фигурой в издании монографии остается Минненур Галагузова. По словам профессора Юлии Галагузовой, заведующий кафедрой педагогики, «Минненур Ахметхановна является человеком, который сочетает в себе роли новатора и инноватора. За фразой „вышел выпуск“ стоит огромный труд, который под силу только человеку с хорошо развитым научным мышлением, независимым суждением, способностью меняться и притягивать к себе самых разных людей».

XI выпуск монографии посвящен воспитанию. Одним из авторов является ректор УрГПУ Светлана Минюрова, опубликовавшая статью «Интеллектуальное воспитание как право быть умным».
— Мы с вами работаем в одном предметном, проблемном поле, — заявила она. — С одной стороны, мы во власти представлений, с другой стороны — готовы говорить о понятиях. Это проект вечной молодости, он насыщен непредсказуемостью и выходит за пределы обыденности. Он совмещает традиции и инновации, объединяет разные поколения ученых в одном авторском коллективе. Он живой.

На мероприятии присутствовала ректор Алтайского государственного педагогического университета, профессор Ирина Лазаренко. Она рассказала, как во время учебы в СГПИ в научной школе профессора Татьяны Шамовой они обсуждали такие понятия, как «менеджмент» и «управление», «новшества» и «инновации», выстраивая их в определенную иерархию. Она высоко оценила данное издание и поблагодарила ученых, занимающихся методологией педагогики.

Директор научно-образовательного центра инновационной деятельности Алевтина Симонова продолжила тему:

— Сегодня у нас праздник — началось второе десятилетие жизни нашего проекта. Минненур Ахметхановна — моя научная мама, которая привела меня в науку. Она является нашим идеологом, примером, образцом ученого. Надеемся, что этот выпуск не последний.

О необходимости продолжения серии монографий говорили все собравшиеся в зале и все, кто прислал видеообращения из разных городов страны — Уфы, Москвы, Челябинска.

Александр Усольцев, один из авторов статьи «Формирование научного мировоззрения школьников — новые вызовы», размещенной в сборнике, отметил:

— Что надо, чтобы процесс двигался в нужном направлении? Двигатель. Таким источником энергии является Миненнур Ахметхановна.

Говорили и о второй монографии, в которой прослеживается эволюционное развитие понятий педагогики от стихийного, народного образования до современного, прослеживается «генетическая связь между понятиями на определенном этапе истории», как заметила Татьяна Дорохова, доцент кафедры педагогики.

Украсила мероприятие своим чудным голосом Ольга Плеханова, заведующая кафедрой теории, истории музыки и музыкального исполнительства.

В завершение всем авторам и гостям презентации Минненур Ахметхановна вручила сборник, не преминув сказать о каждом участнике добрые теплые слова. XI-ый выпуск издан. Надеемся, началась работа над XII-ым.

Текст: Татьяна Мостон
Фото: Александра Карпушева