Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Все разделы

«Мы обречены учиться, переучиваться и доучиваться»: в УрГПУ обсудили проблемы образования взрослых

11 декабря 2017 1110
Поделиться
22.06.21 1110
Поделиться

8–9 декабря в Уральском государственном педагогическом университете состоялась V международная научно-практическая конференция «Образование взрослых в условиях современности: проблемы и перспективы», организованная институтом менеджмента и права.

Участниками конференции стали магистранты из Кургана во главе с профессором Геннадием Федосимовым, руководителем магистерской программы «Менеджмент в образовании» педагогического факультета Курганского государственного университета; делегации Екатеринбургского суворовского училища, Екатеринбургского экономико-технологического колледжа, Свердловского областного педагогического колледжа, общеобразовательные и дошкольные организации.

В приветственном слове к участникам конференции первый проректор — проректор по учебной работе УрГПУ Светлана Минюрова отметила:

Пока ты открываешь для себя мир, пока ты удивляешься, ты чувствуешь, что живешь. Новое, неизвестное может казаться нам страшной глыбой, но мы можем это обследовать, и окажется, что это не глыба, а прекрасная скала, на которую можно взобраться, взяв подходящие инструменты. Обучение — это молодость.

Министр общего и профессионального образования Свердловской области, кандидат педагогических наук Юрий Биктуганов в своем выступлении затронул тему национальной системы учительского роста. Частью этой системы должно быть повышение квалификации педагогов — как один из механизмов повышения качества образования.

Мы надеемся, что именно УрГПУ — через научные исследования, педагогическую практику — поможет реализовать региональную систему учительского роста в Свердловской области, — подчеркнул Юрий Иванович.

Проректор по научной и инновационной деятельности Мария Ворошилова в своем выступлении предложила открыть институт повышения квалификации родителей.

Надеюсь, это станет перспективой развития той темы, о которой мы сегодня будем говорить, — сказала Мария Борисовна. — Я часто спрашиваю своих детей: «Что с этим делать, как это выключить?» или «Как это переводится?». Современные родители готовы учиться, чувствуя, что дети их опережают.

Екатерина Сибирцева, начальник департамента образования Администрации города Екатеринбурга, отметила:

Образование в течение всей жизни становится тем, что называется «must-have». Мы, педагоги, должны показывать обществу пример в этом отношении — тогда и родители пойдут за нами.

Екатерина Александровна провела панельную дискуссию «Непрерывное образование в течение всей жизни». В диалоге приняли участие Татьяна Галимова, кандидат философских наук, директор гимназии № 104, Александр Кислов, профессор кафедры права РГППУ, Маргарита Дудина, профессор кафедры педагогики и психологии образования УрФУ.

Екатерина Сибирцева посетовала на то, что учителя порой не хотят учиться:

«Зачем мне эти ваши курсы повышения квалификации, — говорят они, — положено раз в три года, я, конечно, на них схожу и отсижу там тихонечко в уголочке». Мы с этим столкнулись, когда попытались повысить квалификацию педагогов, используя бизнес-технологии. Не хотят, сопротивляются. Легче просто посидеть за партами, что-то послушать и получить корочки.

Татьяна Галимова, финалист всероссийского конкурса «Директор школы-2016», объяснила:

Зачастую формы повышения квалификации настолько неинтересные и устаревшие, что отбивают у учителей всякое желание развиваться.

— Есть такое явление, как социальная апатия. Нам не стоит корить людей за то, что они апатичны, не мотивированы, — вступился за педагогов Александр Кислов. — Человек в какой-то степени виноват в своей болезни, но не во всем. Учитель должен быть выключен из постоянной гонки показателей, отчетности, заполнения бумаг. Это путь к демотивации и апатии, с этим нужно как-то бороться. Если бы педагог ощущал, что он занимается интересным делом, а не отчетами, что он реально помогает своим ученикам — это закрепило бы в профессии огромное число людей.

Татьяна Галимова рассказала о конкурсном движении учителей, которое сочетает в себе все три функции непрерывного образования — профессиональную, социальную и личностную.

В Екатеринбурге проводится 13 профессиональных конкурсов для педагогических работников. Конкурс «Учитель года» проводится уже 26 лет. Осенью этого года впервые прошел конкурс заведующих детских садов — «Руководитель дошкольной образовательной организации — 2017»  

В ходе дискуссии было высказано несколько важных тезисов.

Екатерина Сибирцева:

— Педагогическая профессия — самая лучшая на земле. Низкий социальный статус педагога — это надуманная проблема, наш статус зависит от нас самих, мы должны гордиться нашей профессией.

Александр Кислов:

Мы обречены учиться, переучиваться и доучиваться, обречены на полипрофессионализм — последующие поколения еще в большей степени, чем сегодняшние. Цивилизованные нации стареют, и все больше пожилые люди сохраняют возможность активной жизни, в том числе профессиональной. Но они профессионалы порой в тех сферах, которые уже не актуальны. Полипрофессионализм — это возможность реализовать себя в «третьем» возрасте и быть востребованным обществом.

Маргарита Дудина:

Самая трудная наша задача — мотивировать на деятельность. Раньше отношение к учителю можно было определить строчками, которых не знает современная молодежь: «Учитель, перед именем твоим, позволь смиренно преклонить колени». Сейчас дети другие. Учитель должен удивить. Нет конфликта поколений — есть конфликт личностей.

Татьяна Галимова:

В школе сегодня «аналоговые» учителя и «цифровые» дети. В век информатизации действительность меняется настолько стремительно, что те, кто учит, тоже должны быть современными. Учитель, который позиционирует себя как завершенный специалист, не будет интересен как личность. Мы говорим о непрерывном образовании не только в профессиональном смысле, но и в смысле личностного роста. От парадигмы «образование на всю жизнь» к парадигме «образование через всю жизнь» — это запрос и вызов сегодняшнего дня.

Участники конференции продолжили работу в секциях. Обсуждались проблемы обучения взрослых с ограниченными возможностями здоровья, образование взрослых как объект системной организации и управления, нормативно-правовые и экономические аспекты образования взрослых, возможности образования в профилактике деструктивного поведения молодежи.

На секции «Философские и культурно-антропологические проблемы образования» Александр Кислов развил свою мысль о полипрофессионализме. Прогнозировать, какие профессии будут востребованы в будущем, не так просто, как кажется. Если строить под эти прогнозы образовательные программы, это будет сомнительной тратой денег. Надо так выстраивать обучение, чтобы, выходя из вуза, выпускник не был в состоянии стресса, мог адаптироваться к меняющимся условиям. Для этого нужна фундаментализация образования в бакалавриате. Настоящая специализация должна происходить в магистратуре.

Среднее специальное образование, чтобы снизить риск невостребованности, должно перейти от монопрофессионального хотя бы к бипрофессиональному образованию, причем не по смежным специальностям. В европейских университетах будущим физикам могут читать курс об особенностях поэзии XIV века. Такие «неожиданные», вроде бы не логичные курсы помогают уйти от стереотипов, заданных традиционным образованием.

Профессор кафедры философии и акмеологии УрГПУ Людмила Беляева в своем докладе говорила об экзистенциальном смысле образования взрослых. Наиболее перспективным Людмила Александровна считает построение стратегии самообразования, в котором человек заинтересован сам, а не к которому его приобщают извне.

Знаю коллегу, которая ходит на семинары в сельхозакадемию, потому что заинтересована в развитии своего садоводческого хозяйства на научной основе.

В выступлении профессора кафедры эстетики, этики, теории и истории культуры УрФУ Нонны Эйнгорн прозвучал новый для нашего времени термин «андрогогика», то есть образование взрослых. Нонна Константиновна обратила внимание на то, что андрогогика может быть важна в переадаптации людей «третьего возраста», и заметила, что образование — не только обучение, но и воспитание, а значит, правомерно подумать и о воспитании взрослых.

Институты-партнеры конференции: Российская академия образования (Москва), Московский психолого-педагогический университет, Гродненский государственный университет им. Янки Купалы, УрФУ, РГППУ, Курганский государственный университет, Ошский гуманитарно-педагогический институт, Западно-Казахстанский государственный университет, Калужский государственный университет.

Пресс-служба УрГПУ
Текст: Ксения Волянская,
Фото: Александра Карпушева