Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Все разделы

На конференции дефектологи обсудили трудности инклюзии, проблему инофонов, опыт работы с детьми с ТМНР

26 апреля 2019 998
Поделиться
23.10.21 998
Поделиться

В институте специального образования состоялась XIV всероссийская научно-практическая конференция студентов, аспирантов, магистрантов и слушателей «Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза» памяти В.В. Коркунова.

С приветственным словом выступила начальник отдела развития научных исследований Людмила Забара

— Желаю вашей конференции продолжения тех прекрасных традиций, которые были заложены еще 14 лет назад. Не случайно она каждый год собирает довольно большое количество участников, поднимая самые актуальные проблемы для развития специальной педагогики. Институт специального образования обеспечивает условия для развития теории и практики. Меняется ситуация в обществе, с ней меняется и ситуация в образовании, и я думаю, что сегодня будут предложены очень интересные варианты сотрудничества в целях эффективной помощи детям с особыми образовательными потребностями. 

Директор ИСО, кандидат педагогических наук Ирина Филатова рассказала о человеке, в память которого проводится эта конференция — Владимире Васильевиче Коркунове. Это выдающийся ученый-дефектолог, педагог и практик, выпускник первого набора факультета специального образования 1962 года. После выпуска В.В. Коркунов работал директором специальной вспомогательной школы в Пермском крае, затем переехал в Свердловск, преподавал в разных образовательных организациях, был приглашен на преподавательскую работу в СГПИ, стал заведующим кафедрой олигофренопедагогики, которая при нем стала называться кафедрой специальной педагогики и специальной психологии. Владимир Васильевич был проректором по научной работе СГПИ, одним из корифеев и основоположников уральской дефектологической школы. По словам Ирины Александровны, он одним из первых в нашей стране стал говорить о необходимости инклюзивного образования. Практически все сегодняшние преподаватели института специального образования могут назвать себя учениками В.В. Коркунова

— Хочется отметить еще одно качество и нашего института, и уральских дефектологов, и лично Владимира Васильевича. Это очень высокая работоспособность, величайшая ответственность и главное, глубочайшая человеческая порядочность, — подчеркнула Ирина Александровна

Директор ИСО назвала некоторые цифры, имеющие отношение к открывшейся конференции. На нее зарегистрировалось 210 участников. Почти все они — студенты, магистранты и выпускники ИСО. 

— Спасибо вам за то, что вы продолжаете приходить в университет, свой родной дом. И не просто увидеться и поздороваться, а во имя науки. Одно из немаленьких счастий в этой жизни — это занятие наукой, — сказала Ирина Филатова

 На конференцию было прислано 125 статей из 10 городов России. Они войдут в сборник РИНЦ и станут доступны для ознакомления и цитирования научным сообществом. Вся работа по приему статей и подготовке сборника была проведена Анной Цыганковой, кандидатом филологических наук, доцентом, заместителем директора ИСО по НИР и НИРС. Анна Владиславовна стала ведущей пленарного заседания конференции.

С первым пленарным докладом «Инклюзивное и эксклюзивное образование в поликультурной среде» выступил Анатолий Чудинов, доктор филологических наук, заведующий кафедрой межкультурной коммуникации, риторики и русского языка как иностранного. Анатолий Прокопьевич коснулся проблемы детей-инофонов в образовательной системе. Как и дети с ОВЗ, они также являются детьми с особыми образовательными потребностями. Если говорить об Екатеринбурге, то контингент инофонов в школах значителен. В школе № 149 у 82% учеников русский язык не родной. В школе № 119 таких учеников 70%. В школе № 129 — 37%. В ответ на новые вызовы общества перестраивается и система образования. УрГПУ, в частности, с 2016 г. реализует программу двойного бакалавриата «Русский язык как иностранный. Английский язык». С 2019 г. появится программа «Русский язык как иностранный. Китайский язык». Есть смысл, по мнению Анатолия Чудинова, говорить и о введении программы «Русский язык как иностранный. Логопедия», потому что обучение русскому языку как иностранному ведется не так, как преподавание русского языка тем, у кого этот язык родной. У обучения инофонов и людей с ОВЗ немало общей терминологии и общих закономерностей. Например, здесь тоже можно говорить об инклюзии (совместного обучения инофонов с русскоязычными детьми) и эксклюзии (создании национальных школ или национальных классов). 

 — Ситуация с инофонами в системе образования — это тоже форма дизонтогенеза, — сказал Анатолий Прокопьевич

Также Анатолий Чудинов коснулся в своем докладе нескольких типологий, позволяющих лучше понять свою и чужую культуру. Определение, к какому типу принадлежит культура, позволяет наладить более эффективную межкультурную коммуникацию. Например, есть культуры низкоконтекстные, где вся значимая информация сообщается вербально, и высококонтекстные, где больше смысла передается невербальным путем, через умолчания, неписанные правила), и т.п. 

Ольга Алмазова, кандидат педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой специальной педагогики и специальной психологии, выступила с докладом «Проблемное поле инклюзивного образования». Ольга Владимировна рассказала о международных соглашениях, к которым Россия присоединилась в 2012 году, — это присоединение стало правовым основанием для внесения изменений в Федеральный закон «Об образовании» и появления нормативной базы инклюзивного образования. 

Разумеется, по мановению волшебной палочки инклюзии в том виде, в котором она существует в европейских странах, в России не появилось. «Проблема возникает, когда поставлена задача, а ресурсов на ее решение нет», — процитировала Ольга Владимировна Светлану Алехину, человека, который сегодня является одним из самых компетентных специалистов в этой сфере и одним из самых несгибаемых и принципиальных борцов за инклюзивное образование. То, какие условия должны быть созданы для работающей инклюзии, хорошо известно. По факту не хватает ни специалистов (и ставок для них), ни материальной базы, и мы можем видеть целое поле проблем. Вот только некоторые из них: 

 — сложившаяся образовательная практика меняется медленнее, становятся более очевидны процессы имитации и ухода от проблемы; 

— инклюзивное образование понимается как перевод особых детей в массовую школу, а специальных образовательных условий для них не создается; 

— каждый третий «инклюзированный» обучающийся с ОВЗ получает образование в надомной форме; 

— педагоги понимают инклюзию как гуманистическую идею, однако не верят в нее или отказываются включать детей с ОВЗ в свои классы и т.д. 

Возникает иллюзия инклюзии, — заключает Ольга Владимировна и делает вывод, что успех или неуспех инклюзии зависит от того, примет ли эту идею сам учитель, поверит ли в нее и в свою способность управлять ситуацией в условиях инклюзивного образования. 

О том, что в инклюзивном образовании задействована целая команда специалистов, а в реальной небогатой школе большинства этих ставок и этих специалистов просто нет, напомнила кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и методики обучения лиц с ОВЗ Людмила Христолюбова в докладе «Система взаимодействия „школа-семья“ в условиях инклюзивного образования». Людмила Викторовна подчеркнула, что задача школы в инклюзивном образовании — содействовать изменению общественного сознания по отношению к детям с ОВЗ. Огромное значение приобретает работа с семьей в формате партнерства. 

Елена Каракулова, практикующий логопед и доцент кафедры логопедии и клиники дизонтогенеза, кандидат педагогических наук, представила очень интересный опыт логопедической работы с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития. Елена Викторовна говорила о важности формирования и расширения диапазона эмоций, о формировании слухового внимания, ритмического чувства, моторики. Продемонстрированные видеофрагменты логопедических занятий доказывают, что заметных результатов можно добиться даже с детьми с очень тяжелыми нарушениями развития. 

После пленарного заседания прошло заседание трех секций и состоялись мастер-классы. В холле работала выставка декоративно-прикладного творчества учащихся с ОВЗ. 

Пресс-служба УрГПУ
Текст: Ирина Шаманаева
Фото: Мария Кочнева