Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Rus
Eng
Все разделы

На Лейдермановских чтениях студенты-филологи провели методический баттл «Два урока – одно произведение»

3 апреля 2018 831
Поделиться
Рассказать

Институт филологии, культурологии и межкультурной коммуникации 30 марта провел Лейдермановские чтения – XXI Всероссийскую научно-практическую конференцию «Актуальные проблемы изучения и преподавания литературы в вузе и в школе». Чтения посвящены памяти выдающегося ученого-филолога Наума Лазаревича Лейдермана, чья научная биография в течение многих лет была связана с СГПИ-УрГПУ.

Программа конференции была разнообразной. В ее рамках состоялись Научно-практический семинар «Русский язык и литература в современной школе: традиции и новаторство», актовая лекция с элементами мастер-класса «Урок чтения в поликультурной среде» (д.ф.н. Елена Дзюба и к.ф.н. Светлана Еремина, кафедра межкультурной коммуникации, риторики и русского языка как иностранного), методический баттл «Современный урок литературы: две версии» (к.ф.н. Лилия Гутрина, к.ф.н. Ольга Багдасарян, кафедра литературы и методики ее преподавания, актовая лекция с элементами мастер-класса «Формирование базовых грамматических понятий в школе: анализ видеоурока» (к.ф.н. Любовь Чечулина, доцент кафедры общего языкознания и русского языка), актовая лекция «Жанровая стратегия рассказов в кругу малых нарративных жанров» (д.ф.н. Валерий Тюпа, РГГУ, г. Москва).

Большой интерес в рамках IV форума «Педагогические мастерские», проходящего в эти дни в УрГПУ, вызвал «Методический баттл». По словам ведущей Лилии Гутриной, это мероприятие экспериментальное, потому что поэтические баттлы в этом году были у всех на слуху. Суть баттла в том, что две команды участников должны были по очереди дать двум группам школьников урок литературы на одну и ту же тему. Урок был посвящен сказке Людмилы Петрушевской «Глупая принцесса». Школьники, участвовавшие в баттле – ребята из смены «Литературное творчество», которая организована УрГПУ совместно с Департаментом молодежной политики, а конкретно с фондом «Золотое сечение». Второй стороной в первом туре баттла стали студентки 3 курса ИФКиМК Полина Гладких, Анастасия Беляева, Анастасия Градобоева.

Несмотря на то, что будущие педагоги не были заранее предупреждены о полной аудитории зрителей, со своей задачей они справились достойно. Они предложили школьникам порассуждать о характере «глупой принцессы», о том, действительно ли она глупа, или, называя ее этим словом, писательница имеет в виду что-то иное, о том, какую ценность в нашем мире имеют доброта и наивность, об отношениях принцессы с ее родителями и женихом и о том, счастливо ли сложится ее жизнь после свадьбы, потому что это в сказках все заканчивается свадьбой, а в жизни после свадьбы все только начинается.

Во второй части методического баттла роль учителя исполнял настоящий учитель – Александр Анатольевич Моисеев, преподаватель литературы лицея № 180 г. Екатеринбурга. Он продемонстрировал школьникам и зрителям великолепный анализ произведения Людмилы Петрушевской, разобрал вместе с ребятами слой за слоем этой совсем не сказочной сказки, заставил вспомнить многочисленные мифологические и евангельские аллюзии и вывел ребят на понимание того, что «сказка» Петрушевской – это притча, аллегорическое произведение, за простым сюжетом которого стоят сложные философские вопросы.

Зал наградил аплодисментами всех участников методического баттла. Затем свое суждение высказали эксперты.

Александра Крапивина, выпускница ИФКиМК, учитель литературы гимназии № 116:

– В первой группе для меня оказались особенно ценными вопросы, которые выводили детей на практику, на что-то личное и актуальное для самих учеников. Ценным мне показался и выход за пределы текста – предположения, что могло бы произойти потом, была бы счастлива «глупая принцесса» после свадьбы. Мне сначала показалось непонятным, к чему педагог будет вести детей, но уже в середине баттла я поняла вашу идею. Она очень сильно пересекалась с идеей Александра Анатольевича: проанализировать, действительно ли этот текст является сказкой. Что касается второй части баттла, то мне очень понравились отсылки к самым разным явлениям, которые лежат за пределами текста, понравилась функциональность, с какой проведен урок, понравилось, как ненавязчиво педагог подводил детей к тем или иным выводам, не насаждая свою точку зрения, а поощряя к высказыванию своего мнения.

Наталья Евгеньевна Анохина, учитель литературы гимназии № 9:

– Я хорошо понимаю, как трудно давать урок на публику, причем на огромную аудиторию, поэтому спасибо и команде студенток, и Александру Анатольевичу за то, что вы решились на такой эксперимент. Что для меня было самым ценным в обоих уроках, чему я особенно порадовалась: вы постарались сохранить литературу как удовольствие, сделать так, чтобы вашим ученикам было интересно, и при этом не потерялась глубина произведения. Очень правильный вопрос прозвучал на втором уроке, но и на первом он тоже поднимался: для чего это все? Первый смысл должен присутствовать всегда, а все приемы и отсылки используются для того, чтобы вновь и вновь возвращаться к этому смыслу на новых уровнях.

Вера Борисовна Сергеева, автор учебников по инновационной технологии литературного образования, живет и работает в Ижевске (ИРО, Центр современной образовательной технологии):

– Два совершенно разных урока имеют разную направленность. В первом мы увидели, что наши студенты со своими учениками на примере этого текста, по поводу текста, даже немного в духе «наивного реализма» говорили, что называется, «за жизнь», и тем были интересны и близки, то Александр Анатольевич, как профессионал, просто потащил детей за собой на совершенно другой уровень. Я думаю, вам нужно с восхищением посмотреть на Александра Анатольевича и поучиться у него, как это можно сделать, и желаю вам огня, успеха, поиска того, ради чего мы текст и открываем. Задать себе вечный и простой методический вопрос: «Я это делаю для того, чтобы…» И тогда все встает на свои места. Спасибо вам!

По словам Лилии Гутриной, такая форма приобщения будущих педагогов к своей профессии будет обязательно развиваться. Первый опыт оказался очень удачным и наглядно показал точки роста и ориентиры, глядя на которые, студенты смогут достичь профессиональных вершин.

Пресс-служба УрГПУ
Текст: Ирина Шаманаева
Фото: Василий Васильев