Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Все разделы

На Областном августовском совещании педагоги-дефектологи обсудили вопросы образования детей с ОВЗ в новом учебном году

24 августа 334
Поделиться
24 августа 334
Поделиться

23 августа в рамках Областного августовского педагогического совещания работников образования Свердловской области «Качество образования и воспитания в Свердловской области: вызовы времени и векторы развития» состоялась секция «Инклюзивное образование в Свердловской области». На обсуждение были вынесены темы: лучшие практики инклюзивного образования; проблема трудоустройства людей с ОВЗ и инвалидов.

Обсуждение проходило онлайн на площадке Центра непрерывного образования УрГПУ. Модераторами выступили Светлана Блаженкова, начальник отдела образования детей с особыми образовательными потребностями Министерства образования и молодежной политики Свердловской области; Татьяна Соловьева, и.о. директора Института коррекционной педагогики РАО; Татьяна Тенкачева, заведующая сектором дополнительного образования детей Центра непрерывного образования УрГПУ. 

В конференции приняло участие 300 человек: руководители муниципальных общеобразовательных организаций — муниципальных базовых организаций инклюзивного образования, руководители государственных общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, учителя-дефектологи, учителя-предметники, работающие в инклюзивных классах, школьные психологи, логопеды  

Светлана Блаженкова начала работу секции со статистических данных. В Свердловской области, по данным Пенсионного фонда, 21217 детей-инвалидов, от рождения до 18 лет. Более 12 тысяч из них в настоящее время обучаются в детских дошкольных образовательных учреждениях и в школах. Правительство Свердловской области уделяет большое внимание обеспечению прав детей с особыми образовательными потребностями. Область активно участвует во всех федеральных программах, в частности, в программе «Доступная среда», за счет средств областного бюджета. Муниципальные образования принимают свои муниципальные программы, улучшающие условия образования детей с ОВЗ и инвалидов. Это касается и архитектурной доступности, и содержательной стороны учебного процесса, и подготовки кадров. В Свердловской области создано 37 служб ранней помощи, считающейся во всем мире наиболее эффективной системой медицинской, социальной и педагогической коррекции нарушений развития у детей. В рамках Национального проекта «Образование» и федерального проекта «Современная школа» в регионе развиваются консультационные пункты, службы, осуществляется консультирование родителей по вопросам обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. 

Татьяна Соловьева, д.п.н., и.о. директора Института коррекционной педагогики РАО, выступила с докладом, посвященным разработке, апробации и дальнейшей реализации адаптированных образовательных программ. Вопрос об обеспечении качества и доступности АООП сегодня один из самых остро обсуждаемых в связи с развитием вариативных форм. Вопрос об обеспечении преемственности всей линейки требований к таким программам — это вопрос стандартов. Татьяна Александровна говорила о специальных требованиях к предметным результатам освоения ФГОС ООО обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, об основных проблемах образовательной организации при реализации модели инклюзивного образования, о необходимости адекватного оценивания образовательных результатов детей с ОВЗ. 

 — Мы понимаем, что мы всегда действуем в интересах детей. Действуя в интересах детей, мы должны находить решения часто нестандартных ситуаций как в системе инклюзивного образования, так и в специальном образовании, при этом соблюдая все необходимые нормативно-правовые требования как на уровне Российской Федерации, так и на уровне субъектов. 

Затем прозвучал доклад доцент кафедры специальной педагогики и специальной психологии института специального образования УрГПУ Галины Зак «Формирование учебных действий обучающимися с умственной отсталостью при изучении образовательной программы „Технология и профильный труд“ в области инклюзивного образования». Галина Георгиевна представила учебное пособие для 5 и 6 класса «Технология. Цветоводство и декоративное садоводство» как пример комплексного, методически и дидактически проработанного подхода к формированию базовых учебных действий и развитию познавательных и творческих способностей детей данной нозологической группы. 

Наталья Григоренко, доцент кафедры логопедии Института специального образования и психологии Московский городского педагогического университета, выступила с докладом о проблемах разработки и реализации адаптированных основных образовательных программ для первоклассников с расстройствами аутистического спектра. 

Елена Каракулова, доцент кафедры логопедии и клиники дизонтогенеза института специального образования УрГПУ, представила практикоориентированный доклад на тему «Формирование ритмического чувства у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзии». Елена Викторовна рассказала о методике и технике развития чувства ритма у «речевых» детей и о влиянии этих занятий на формирование речевых навыков. 

Заведующий кафедрой теории и методики обучения лиц с ОВЗ Александр Кубасов поднял тему трудоустройства лиц с ОВЗ как итога инклюзивного образования. Александр Васильевич привел такие цифры: из 3 миллионов трудоспособных людей с инвалидностью в России не трудоустроено 2 миллиона по разным причинам: как из-за страха работодателей принимать на работу инвалидов даже на квотированные места, так и из-за нежелания самих инвалидов заниматься монотонной и низкооплачиваемой работой (именно такая работа им зачастую и предлагается). Александр Кубасов подчеркнул, что трудоустройство инвалидов и людей с ОВЗ следует, с одной стороны, лучше «пиарить», потому что занятость — это возможность заработка, самоуважения и реализации в социуме, а с другой стороны, необходимо бороться бытующими в обществе нормотипичных людей мифами и стереотипами в отношении инвалидов — чем меньше будет таких мифов, тем в более широких сферах и на более достойных позициях труд инвалидов будет востребован. 

Подводя итоги работы секции, модератор Светлана Блаженкова подчеркнула, что все прозвучавшие здесь теоретические подходы и представленные практики актуальны для образовательного процесса в целом: 

 — Я не устаю повторять, что все, что мы делаем для детей с особыми образовательными потребностями, актуально для любого ребенка. И, создавая доступную среду для особых детей, мы одновременно делаем ее комфортной для всех. Любой педагог может насытить свою профессиональную деятельность технологиями и техниками работы с особыми детьми, и образовательный процесс от этого только выиграет. 

24 августа на площадке центра непрерывного образования УрГПУ прошла еще одна секция, посвященная специальному образованию и инклюзии: «Взаимодействие с НКО и общественными организациями по созданию специальных условий образования детей с особыми образовательными потребностями». На ней рассматривались лучшие практики взаимодействия по созданию специальных условий, обсуждалась координация деятельности НКО, общественных организаций и органов исполнительной власти для повышения эффективности в вопросах образования детей с особыми образовательными потребностями, говорилось о внедрении социальных инициатив, направленных на улучшение качества жизни семей, имеющих особых детей. 

Пресс-служба УрГПУ