Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Все разделы

На платформе УрГПУ прошла ежегодная конференция о ранней помощи

26 октября 2020 284
Поделиться
04.08.21 284
Поделиться

22 октября на платформе ZOOM УрГПУ в дистанционном режиме уже в третий раз прошла региональная научно-практическая конференция «Программы ранней помощи как потенциал повышения качества жизни ребенка и семьи». Организаторами выступили Министерство образования и молодежной политики Свердловской области, Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ресурс», Уральский государственный педагогический университет в лице своих центра непрерывного образования и института специального образования.

Модератором конференции была Ирина Третьякова, заместитель директора центра «Ресурс». Участие приняли представители самых разных организаций и ведомств, включенные в систему организации ранней помощи детям с особенностями развития и их семьям: педагоги и психологи, медики, представители социальной защиты. Спикеры из Москвы и Санкт-Петербурга представили две крупнейшие в России школы отечественной дефектологии. География участников была обширной: среди спикеров были представители профессионального сообщества, включенного в работу с «особыми» детьми, из Полевского, Режа, Березовского, Каменска-Уральского и других городов Свердловской области. 

Конференцию открыла Маргарита Кусова, исполняющая обязанности ректора УрГПУ, проректор по образовательной деятельности, доктор филологических наук, профессор. Маргарита Львовна отметила, что повышение качества ранней помощи названа одной из приоритетных задач государства, и осуществляться она должна руками профессионалов, непрерывно повышающих свою квалификацию, именно таких, которые собрались на этот профессиональный форум. 

Заместитель министра образования Свердловской области Нина Журавлева прислала приветствие в адрес участников конференции. По словам Нины Викторовны, ранняя помощь во всем мире стала одной из приоритетных областей здравоохранения, образования и социальной защиты. Это новая комплексная услуга, направленная на компенсирование нарушений развития у детей в раннем возрасте, чтобы не довести их до инвалидности, в максимально возможной мере вернуть их на путь нормативного развития и включить в полноценную жизнь. В 2018 году началась работа над организацией служб ранней помощи в Свердловской области. За два года в в 20 территориях региона появились 34 такие службы. В 2020 году система расширилась за счет еще двух служб. В Свердловской области эти услуги оказывают 205 специалистов. Счет детей, которым оказана помощь, идет уже на десятки тысяч. Развивается сопровождение семей «особых детей». 

Основные доклады на конференции представили эксперты из Санкт-Петербурга и Москвы. Лариса Самарина, директор АНО ДПО «Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства», психолог, эксперт ЮНИСЕФ в области раннего вмешательства, выступила с докладом «Современный подход поддержки семьи с ребёнком с нарушениями развития „Команда вокруг ребёнка“ (team around the child»)" 

Лариса Витальевна рассказала о том, как постепенно сформировались современные представления о командном подходе к организации помощи. Помощь особым детям прошла несколько этапов. На первом этапе специалисты работали с ребенком исключительно один на один, семья в этом процессе почти не участвовала, взаимодействия с коллегами практически не было. На втором этапе появилась работа нескольких отдельных специалистов параллельно. Но, как правило, специалисты не взаимодействовали друг с другом и не видели связи между отдельными нарушениями у ребенка, зачастую их рекомендации дублировали или противоречили друг другу. Третий этап начался с понимания главного принципа теории систем: целое — больше, чем сумма частей, и особенности целого нельзя объяснить особенностями изолированных частей. Специалисты объединились в мультидисциплинарную команду, в практику вошли консилиумы. Но семья ребенка остается все так же перегружена, а рекомендации по-прежнему могут быть несогласованны и противоречивы. Нет глубокого взаимодействия и постановки общих целей. Только на четвертом, формирующемся этапе «Работа специалистов как междисциплинарной команды» появилось понимание важности трансдисциплинарных знаний. Специалисты получают знания в вузе по отдельным дисциплинам, но при совместной работе они интегрируют знания разных дисциплин. Семья включена в процесс как полноценный член команды со своими знаниями о ребенке. Все делается сообща и с учетом знаний и опыта друг друга. Так происходит далеко не везде и не всегда, но это тот идеал, к которому необходимо стремиться. 

Лариса Самарина назвала основную проблему: такой специальности, как «специалист ранней помощи», в программе вузов пока нет. Специалистам доступно два подхода — стихийно становиться междисциплинарной командой при взаимодействии по решению проблем конкретного ребенка и семьи, и упорядоченно — при повышении квалификации. 

Юлия Разенкова, доктор педагогических наук, заведующая лабораторией комплексных исследований в области ранней помощи Института коррекционной педагогики Российской академии образования (г. Москва) представила доклад «Научные подходы, обеспечивающие развитие отечественной практики ранней помощи». 

По словам Юлии Анатольевны, система ранней помощи не может существовать без точного понимания идей, подходов, научных теорий. Спикер представила научные подходы с доказанной эффективностью, разработанные ИКП РАО. Среди них, к примеру, подход «3П реабилитация», объясняющий методику, применяемую при реабилитации прооперированного ребенка с нарушениями слуха после кохлеарной имплантации. Это подход к ранней (с первых месяцев жизни) педагогической коррекции нарушенной слуховой функции. Он включает 3 термина на букву «П»: перестройку взаимодействия ребенка с кохлеарной имплантацией и его семьи, проживание этого опыта на новой сенсорной основе и перевод ребенка с кохлеарной имплантацией на путь естественного развития. Среди других подходов, которые представила Юлия Разенкова: эмоционально-смысловой подход к коррекционной помощи детям раннего возраста с угрозой формирования расстройств аутистического спектра и их семьям; подход к предупреждению и коррекции нарушений взаимодействия в паре мать-ребенок раннего возраста с ОВЗ (автором его является сама Юлия Анатольевна). 

Конференция, на которой были представлены лучшие российские и региональные практики оказания ранней помощи, без сомнения, стала очень полезной большому числу присутствующих социальных работников, медиков и прежде всего педагогов. Новая «сверка часов» через год покажет новые разработки и новое понимание сути проблемы, а так же, без сомнения, новые данные по детям и их семьям, которые смогли вернуться к полноценной жизни благодаря ранней помощи.

Пресс-служба УрГПУ
Текст: Ирина Шаманаева
Фотографии предоставлены ЦНО УрГПУ