Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Все разделы

На площадке УрГПУ проведена Генетическая лабораторная

30 апреля 2019 492
Поделиться
18.06.21 492
Поделиться

29 апреля в УрГПУ прошла «Генетическая лабораторная» — международная научно просветительская акция по проверке грамотности в области генетики. Организатор акции — АНО «Лаборатория просветительских проектов», известная в первую очередь своей ежегодной «Открытой лабораторной».

Для «Генетической лабораторной» площадка Уральского государственного педагогического университета стала единственной в Екатеринбурге. Координаторами выступили заведующая кафедрой биологии, экологии и методики их преподавания географо-биологического факультета Надежда Абрамова и доцент этой же кафедры Елена Дьяченко. Завлабом площадки стала доцент, цитогенетик Татьяна Филинкова. На площадке УрГПУ зарегистрировались 138 человек — студенты вузов, школьники, преподаватели. 

Генетическая лабораторная — это не экзамен и не контрольная работа на оценку. Во время этой необычной проверки знаний можно было пользоваться калькулятором и интернетом (хотя организаторы рекомендовали участникам все-таки проверять себя, а не поисковые системы). Задания были составлены так, что не на все вопросы можно было найти простые и однозначные ответы. 

 25 апреля 1953 г. в журнала Nature была опубликована статья английских ученых Джеймса Уотсона и Фрэнсиса Крика (впоследствии лауреатов Нобелевской премии), в которой было изложено строение молекулы ДНК. С этого времени мы знаем, что все живые организмы построены согласно «инструкции», заложенной в молекуле ДНК, в последовательности звеньев из четырех букв: А, Т, G и C, и что ДНК представляет собой двойную спираль диаметром 2 нанометра. 25 апреля объявлен Международным днем ДНК.

Каждый участник получил «Лабораторный журнал» с 30 заданиями, объединенными в несколько групп: традиционную группу «Реникса» («чепуха»), где нужно было отделить мифы о наследственности от правдивой информации, «Ваша версия», где необходимо было дать верный ответ, опираясь на свой опыт, здравый смысл и научные знания, «Масштаб явлений», где нужно было выбрать из предложенных вариантов количественных оценок и отношений в генетике правильные ответы, и «Умеем / не умеем» — о том, какие технологии в генетике появились или не появились к настоящему времени. Таким образом, можно было набрать максимальное количество 30 баллов — по баллу за каждый правильный ответ. 

После того как 30 минут, отведенных на заполнение «Лабораторного журнала», истекли, на экране появились правильные ответы, и Татьяна Филинкова их прокомментировала. Возможно, для старшеклассников и студентов, у которых в голове еще свежи знания из раздела «Общая биология», эта информация была хорошо известна. Но тем, кто давно окончил школу, было интересно услышать, что практически у всех людей на земном шаре, кроме коренных африканцев, находят следы неандертальского генома, что у двух рыжеволосых людей ребенок не обязательно будет рыжим, а у двух голубоглазых — голубоглазым, и что по образцу ДНК можно определить цвет кожи человека и состав его питания. А вот клонировать вымершие виды животных человечество еще, увы, не научилось. Пока невозможно восстановить такие давно исчезнувшие с лица земли виды как дронт, тасманийский волк, стеллерова акула, мамонт и т.д. Правда, исследования в этой сфере оживились в связи с находкой жеребенка в вечной мерзлоте в Якутии: в теле этого жеребенка сохранились живые клетки, и из них при определенных условиях теоретически возможно вырастить целый организм. 

Участников, которые написали Генетическую лабораторную на результат выше 20 баллов, было очень много. На 30 баллов, правда, не написал никто. Но 29-балльников оказалось 11 человек! Они и были объявлены победителями. 

Акции по проверке знаний в самых разных отраслях науки в последнее время получили большое распространение. И это не может не радовать, как и популярность просветительских youtube-каналов, научно-популярной периодики, научных игр, интерактивных познавательно-развлекательных площадок с физическими и химическими опытами для детей и взрослых, а также лекций, освещающих для широкой публики сложные и дискуссионные научные вопросы. Несмотря на периодические прорывы в XXI век средневековых представлений о строении Вселенной и человека, научный прогресс невозможно остановить. Знакомство с объективным научным знанием и в популярной, и в более привычной академичной форме — то, что сегодня старается делать академическая и вузовская наука для людей всех возрастов, в первую очередь для молодежи. Например, совсем скоро, 18 мая УрГПУ проводит на своей площадке II Всероссийский химический диктант и приглашает присоединиться к акции всех желающих. 

Пресс-служба УрГПУ
Текст: Ирина Шаманаева
Фото: Мария Кочнева, Надежда Абрамова