Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Eng
Все разделы

На совместном российско-германском вебинаре обсудили проблемы преподавания истории Первой мировой войны

30 января 487
Поделиться
30 января 487
Поделиться

В рамках проекта «Российская и германская молодежь в диалоге: история и память» 29 января состоялся второй вебинар на тему «Методика преподавания истории Первой мировой войны: опыт Германии и России». Организаторами диалога являются Уральский государственный педагогический университет, АНО «Центр развития студенческих проектов и программ» и гимназия им. Фердинанда Порше в г. Штутгарте, ФРГ.

Координатор проекта, кандидат исторических наук, директор центра культурно-образовательных проектов УрГПУ Ирина Грибан рассказала о том, как идет реализация проекта. Ирина Владимировна представила участников и отметила, что в аудитории присутствуют практикующие учителя истории из школ и колледжа. С немецкой стороны в вебинаре также участвуют педагоги гимназии имени Фердинанда Порше. В настоящее время реализуются онлайн-викторина «Россия и Германия: история и память» (в Германии приняли участие более 100 человек, в России более 470), конкурс творческих работ «История в биографиях» (заявлены уже 132 работы), идет подготовка к «Педагогическому десанту». 

Ирина Владимировна выразила благодарность коллегам из Германии, в первую очередь г-ну Райнеру Гро и Кармен Бонер

Елена Колесова, кандидат педагогических наук, начальник отдела международных образовательных проектов университета, приветствовала всех участников семинара и выразила надежду, что такой нужный и перспективный проект будет успешно продолжен. 

Что касается темы нового вебинара, важность ее была обозначена уже в самом начале. Первая мировая война — «забытая война», оттесненная в научной историографии и в учебном процессе на задний план из-за того, что фокус в советское время был перенесен на Великую Октябрьскую социалистическую революцию и на Великую отечественную войну. Возвращение исторической справедливости по отношению к Первой мировой войне по-настоящему началось только с юбилейной даты — столетия начала войны, которое отмечалось в 2014 году. Фактически именно с этого момента ее стали изучать заново. 

Кандидат исторических наук, доцент СУНЦ УрФУ Изабелла Огоновская представила доклад «Первая мировая война как универсальный инструмент анализа исторических событий». Изабелла Станиславовна разобрала алгоритм анализа этого события и подробно остановилась на отдельных составляющих. 

Катарина фон Дессин, учитель истории из гимназии имени Фердинанда Порше, рассказала на практических примерах, как у них в школьном курсе преподается история Первой мировой войны. Эта тема преподается в 8 классе 14-летним детям. Основная цель в том, чтобы дети узнали об этой войне, научились ее отличать. В курсе рассматривается весь ход войны. Большое внимание уделяется сравнительному анализу политической пропаганды. Основная работа идет с первоисточниками. Для анализа используются письма солдат, фотографии, пропагандистские документы. Широко используется прием сопоставления, контраста. Например, ученикам демонстрируются рядом два документа: портрет императора Вильгельма I и его слова о том, что Германия не виновна в развязывании войны, и выдержка из Версальского мирного договора 1919 года со статьей, в которой Германия как раз-таки названа виновной стороной. Сравниваются письма солдат, отправленные с фронта, за небольшой отрезок времени, по которым хорошо видно, как эйфория сменяется разочарованием и тревогой. Эти документы от первого лица повествуют о том, что в войне нет ничего романтического и прекрасного. Очень важен и анализ пропагандистских документов, который позволяет понять, как создавался образ немецкого государства, имеющего право завоевывать другие страны и народы, и как этот образ затуманивал историческую правду. 

Райнер Гро, немецкий историк, координатор проекта со стороны ФРГ, рассказал о реализации международного школьного проекта «Первая мировая война: от восторга до катастрофы». Этот проект реализовался в 2014 году в трех городах: Штутгарте (ФРГ), Страсбурге (Франция) и Самаре (Россия). Участники знакомились с памятными местами Первой мировой войны, местами сражений, кладбищами, с экспонатами музеев, документами. Господин Гро рассказал о темах этого проекта, которые выбирали и готовили сами школьники. В ходе освещения этих тем возникали интересные подробности, оживляющие и углубляющие картину войны. Одна из тем, например, казалась проблемы Эльзаса. Население этой бывшей французской территории, аннексированной Германией еще в 1871 году и входившей в 1914 году в состав Германии, было, естественно, призвано в германскую армию, но поскольку эти солдаты не хотели стрелять в своих соседей и родственников-французов, их не отправляли на Западный фронт. Другая тема — «Города, женщины и дети». Господин Гро напомнил о том, что население Германии голодало в Первую мировую войну больше, чем во вторую. С темой продуктов и снабжения смыкается и тема медицины, госпиталей, ран, болезней. Школьники подняли и этот материал. Так за частными, казалось бы, проблемами, из множества подробностей появляется «человеческое лицо» войны, растет интерес к этому событию уже достаточно давней истории. 

Кармен Андреа Бонер, учитель истории, латинского языка и географии гимназии имени Фердинанда Порше, представила тему «Школьные сочинения 1915 года как источник на уроках истории». Это поразительные документы, ярко показывающие, как сформировался менталитет «нации-агрессора», откуда взялись идеи о мировом господстве и кто (и что), собственно, в этом виноваты. Вот пример сочинения девочки по имени Элла М., выпускницы Эссенской женской гимназии «Виктория» 1915 года: «Мы противостоим враждебному миру. Они выступили, чтобы уничтожить нас... Они хотят изгнать нас, потому что мы стоим у них на пути... Мы боремся за свою власть в мире, потому что она нам нужна, если мы хотим жить» (перевод Райнера Гро). 

Татьяна Дорохова, кандидат педагогических наук, доцент УрГПУ и учитель истории частной школы «Индра», рассказала о нестандартных формах и методах преподавания истории Первой мировой войны. Среди форм это — исследовательские и практические занятия, игры, квесты, музейная педагогика, среди методов — дискуссионный, наглядный, проектный, исследовательский и другие. Тема Первой мировой войны представлена как в модуле «История России», так и в модуле «Зарубежная история». Татьяна Сергеевна особо отметила многосерийный документальный фильм «Первая мировая». Школьники смотрели его в рамках киноклуба и обсуждали после просмотра. 

Затем состоялась свободная дискуссия в форме вопросов и ответов. 

Вебинар показал общность и различия в преподавании истории в России и ФРГ, подчеркнул сильные стороны обоих подходов, выявил возможности взаимообогащения в методическом и фактологическом плане, обмена опытом и подходами. Он был, без сомнения, очень продуктивным и полезным всем участникам. Теперь УрГПУ готовится к визиту в рамках проекта школьников и учителей из Штутгарта в Екатеринбург. Этот визит состоится в апреле. 

Пресс-служба УрГПУ
Текст: Ирина Шаманаева
Фото: Александра Карпушева