Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Все разделы

На традиционной конференции в УрГПУ обсудили проблемы современной семьи

8 октября 2018 763
Поделиться
15.05.21 763
Поделиться

4 октября в УрГПУ продолжились мероприятия VIII международной научно-практической конференции «Психологические проблемы современной семьи». Открылся научный форум в Москве, на факультете психологии МГУ им. Ломоносова, где прошел первый день его работы.

Цель конференции — привлечение внимания к социальным и психологическим проблемам современной семьи, организация обмена результатами научных исследований между российскими и иностранными специалистами в области актуальных проблем современной семьи, определение эффективных направлений психологической помощи семье XXI века.

Организаторами конференции стали Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Уральский государственный педагогический университет, Институт Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка и другие. Партнером конференции выступило министерство науки и высшего образования Свердловской области.

— Это уже третья конференция, которую мы проводим вместе с МГУ, — сказала, открывая форум, ректор УрГПУ Светлана Минюрова. — Я уверена, что уровень мастерства участников конференции позволит вам увидеть лучшие на сегодняшний день практики, обменяться ценным опытом, завязать профессиональные контакты.

Директор института психологии Людмила Максимова отметила:

 Самое ценное в таких встречах — возможность поделиться опытом и получить обратную связь, поучиться у коллег. В программе конференции мы видим, что иногда мероприятия идут параллельно, трудно выбрать, куда пойти, но это очень приятный выбор.

В докладах на пленарном заседании были подняты такие злободневные темы, как особенности отцовского воспитания, сложности женского выбора между семьей и карьерой, помощь семьи в коррекции страхов у детей и подростков, влияние родительской веры на формирование личности ребенка.

Юлия Токарева, профессор кафедры управления персоналом и психологии УрФУ, рассказала об исследовании, которое показало сходство и различие в подходах к воспитанию детей младшего школьного возраста у мужчин различных национальностей. Выяснилось, что кроме предсказуемых и очевидных особенностей — как, например, главенство отца в азербайджанских семьях, исследование принесло и сюрпризы.

Так, для русских отцов характерна нестабильность и противоречивость в воспитании, неуверенность в правильности своих воспитательных действий, для грузинских — эмоциональное отвержение по отношению к мальчикам, для азербайджанских —гиперопека. Психологам и педагогам нужно учитывать подобные различия при общении с детьми других национальностей.

Елена Григорян, доцент кафедры психологии образования УрГПУ, прочитала доклад на злободневную тему «Ролевой конфликт современной женщины: семья или карьера». Елена Николаевна рассказала, что в результате тестирования были сделаны интересные выводы — например, что у работающих женщин взгляд на мир позитивнее, чем у домохозяек, и отношения с мужем для них более значимы, чем для женщин, занимающихся дома воспитанием детей, а домохозяйки более склонны к симбиозу со своими детьми, у них выше уровень внутриличностных конфликтов, они чаще ощущают себя плохими матерями.

Психологи пришли к неожиданному выводу, что выраженность ролевого конфликта «семья — карьера» больше у неработающих матерей, а работающие, несмотря на нехватку времени и усталость, чувствуют себя более гармонично.
Однако, женщина, строящая карьеру, как заметила следующий докладчик, Елена Афанасенкова, доцент кафедры психологии Института психологии и педагогики Сахалинского государственного университета, склонна не замечать проблемы своих детей или перекладывать часть заботы о детях на специалистов.

Елена Афанасенкова посвятила свое выступление причинам страхов у детей и тревожных состояний у подростков и методам их коррекции. Она отметила, что сегодня понятие неблагополучной семьи меняется: неблагоприятная для развития ребенка обстановка может быть в семье финансово состоятельной и внешне не проблемной.
Помочь ребенку справиться со страхами, тревожными состояниями, может арт-терапия. Елена Леонидовна рассказала о таком методе как трансформация детских страхов с помощью группового рисования: ребенок рисует свой страх, а участники игры должны изменить рисунок так, чтобы сделать его не страшным, а, например, смешным. В работе с подростками эффективна техника Синквейн, которой был посвящен специальный мастер-класс.

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма. Эффективный метод, позволяющий быстро синтезировать, резюмировать и преобразовывать информацию, идеи, чувства, ассоциации.

Оживление в зале вызвал доклад магистрантки института психологии и педагогики Тюменского государственного университета Елены Седовой «Романтические поступки в добрачном и брачном периоде». Опрашивая мужчин и женщин, психолог выяснила, что вопреки ожиданиям, частота романтических поступков неженатых и женатых мужчин практически не отличается, уровень романтичности мужчины не зависит от наличия или отсутствия штампа в паспорте. Оказалось, что представления о романтических поступках у мужчин и женщин очень близки. В рейтинге романтичных поступков первое место занимает полет на воздушном шаре, а стихи, танцы и песни оказались на последнем месте.

Одним из самых интересных стало выступление педагога-психолога реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья «Талисман» Татьяны Цинявской, победительницы Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России — 2018», о влиянии родительской веры на формирование личности ребенка. И речь была не о религиозной вере, а о вере родителей в возможности, силы и таланты своего чада, которая подчас творит чудеса. Утверждение о том, что убежденность матери может опровергнуть мрачные прогнозы врачей, могло бы показаться слишком категоричным, если бы не собственный опыт, которым поделилась Татьяна. В три года у ее сына была инвалидность по зрению, врачи говорили, что он не сможет ходить, в шесть лет в его карте было написано: «ребенок необучаемый». Сейчас он учится в 8 классе общеобразовательной школы на «отлично», у него спортивный разряд по лыжам.

— Когда ему было 8 лет, я ему сказала: «ты здоров, у нас с тобой все получится». Ограничения — только у нас в голове. Каждый ребенок, здоровый или больной, рождается с огромным потенциалом внутри, и раскрыть его помогает именно родительская вера.

Татьяна рассказала о своем исследовании эмоционального состояния родителей детей с инвалидностью и родителей здоровых детей. Можно предположить, что родители здоровых детей ими гордятся, считают их способными и талантливыми, и наоборот, родители детей с особенностями думают о них, как о слабых, несамостоятельных, неприспособленных к жизни. Но результаты оказались неожиданными — большинство женщин видят в своих детях сильную и самостоятельную личность, верят в их успехи, а многие из мам, у которых дети здоровы, считают их неудачниками. О том, как научить женщин безоценочно принимать себя и своих детей, Татьяна более подробно рассказала на своем мастер-классе.

Актуальной теме причин проблемного поведения ребенка и возможностям его профилактики в условиях семьи был посвящен и прошедший в тот же день традиционный общенациональный форум по проблемам семейного воспитания, в котором приняли участие директор центра академического взаимодействия УрГПУ Наталья Белоусова, заведующая кафедрой психологии образования УрГПУ Наталия Васягина, директор центра психолого-педагогической и медико-социальной помощи для детей и подростков «Ладо» Ирина Пестова, педагог-психолог детского сада № 12 Елена Григорян, председатель Свердловского областного родительского комитета Людмила Золотницкая, и — в качестве многодетного отца — Иван Попп, начальник управления научно-образовательной и проектной деятельности УрГПУ.

Участники форума попытались определиться с понятием "проблемное поведение", ответить на вопрос: такое поведение проблема прежде всего для кого - для самого ребенка, родителей, педагогов? Елена Григорян живо и интересно рассказала о том, как отличить проблемное поведение детей и возрастные особенности. Юлия Герасименко подчеркнула, как важно найти время, чтобы задать ребенку не дежурные вопросы, а поговорить с ним о насущном, важном и интересном для него.

Пресс-служба УрГПУ
Текст: Ксения Волянская
Фото: Василий Васильев