На традиционной конференции в УрГПУ обсудили проблемы современной семьи
4 октября в УрГПУ продолжились мероприятия VIII международной научно-практической конференции «Психологические проблемы современной семьи». Открылся научный форум в Москве, на факультете психологии МГУ им. Ломоносова, где прошел первый день его работы.
Цель конференции — привлечение внимания к социальным и психологическим проблемам современной семьи, организация обмена результатами научных исследований между российскими и иностранными специалистами в области актуальных проблем современной семьи, определение эффективных направлений психологической помощи семье XXI века.
— Это уже третья конференция, которую мы проводим вместе с МГУ, — сказала, открывая форум, ректор УрГПУ Светлана Минюрова. — Я уверена, что уровень мастерства участников конференции позволит вам увидеть лучшие на сегодняшний день практики, обменяться ценным опытом, завязать профессиональные контакты.
Директор института психологии Людмила Максимова отметила:
— Самое ценное в таких встречах — возможность поделиться опытом и получить обратную связь, поучиться у коллег. В программе конференции мы видим, что иногда мероприятия идут параллельно, трудно выбрать, куда пойти, но это очень приятный выбор.
В докладах на пленарном заседании были подняты такие злободневные темы, как особенности отцовского воспитания, сложности женского выбора между семьей и карьерой, помощь семьи в коррекции страхов у детей и подростков, влияние родительской веры на формирование личности ребенка.
Юлия Токарева, профессор кафедры управления персоналом и психологии УрФУ, рассказала об исследовании, которое показало сходство и различие в подходах к воспитанию детей младшего школьного возраста у мужчин различных национальностей. Выяснилось, что кроме предсказуемых и очевидных особенностей — как, например, главенство отца в азербайджанских семьях, исследование принесло и сюрпризы.
Так, для русских отцов характерна нестабильность и противоречивость в воспитании, неуверенность в правильности своих воспитательных действий, для грузинских — эмоциональное отвержение по отношению к мальчикам, для азербайджанских —гиперопека. Психологам и педагогам нужно учитывать подобные различия при общении с детьми других национальностей.
Елена Григорян, доцент кафедры психологии образования УрГПУ, прочитала доклад на злободневную тему «Ролевой конфликт современной женщины: семья или карьера». Елена Николаевна рассказала, что в результате тестирования были сделаны интересные выводы — например, что у работающих женщин взгляд на мир позитивнее, чем у домохозяек, и отношения с мужем для них более значимы, чем для женщин, занимающихся дома воспитанием детей, а домохозяйки более склонны к симбиозу со своими детьми, у них выше уровень внутриличностных конфликтов, они чаще ощущают себя плохими матерями.
Психологи пришли к неожиданному выводу, что выраженность ролевого конфликта «семья — карьера» больше у неработающих матерей, а работающие, несмотря на нехватку времени и усталость, чувствуют себя более гармонично.
Однако, женщина, строящая карьеру, как заметила следующий докладчик, Елена Афанасенкова, доцент кафедры психологии Института психологии и педагогики Сахалинского государственного университета, склонна не замечать проблемы своих детей или перекладывать часть заботы о детях на специалистов.
Елена Афанасенкова посвятила свое выступление причинам страхов у детей и тревожных состояний у подростков и методам их коррекции. Она отметила, что сегодня понятие неблагополучной семьи меняется: неблагоприятная для развития ребенка обстановка может быть в семье финансово состоятельной и внешне не проблемной.
Помочь ребенку справиться со страхами, тревожными состояниями, может арт-терапия. Елена Леонидовна рассказала о таком методе как трансформация детских страхов с помощью группового рисования: ребенок рисует свой страх, а участники игры должны изменить рисунок так, чтобы сделать его не страшным, а, например, смешным. В работе с подростками эффективна техника Синквейн, которой был посвящен специальный мастер-класс.
Оживление в зале вызвал доклад магистрантки института психологии и педагогики Тюменского государственного университета Елены Седовой «Романтические поступки в добрачном и брачном периоде». Опрашивая мужчин и женщин, психолог выяснила, что вопреки ожиданиям, частота романтических поступков неженатых и женатых мужчин практически не отличается, уровень романтичности мужчины не зависит от наличия или отсутствия штампа в паспорте. Оказалось, что представления о романтических поступках у мужчин и женщин очень близки. В рейтинге романтичных поступков первое место занимает полет на воздушном шаре, а стихи, танцы и песни оказались на последнем месте.
Одним из самых интересных стало выступление педагога-психолога реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья «Талисман» Татьяны Цинявской, победительницы Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России — 2018», о влиянии родительской веры на формирование личности ребенка. И речь была не о религиозной вере, а о вере родителей в возможности, силы и таланты своего чада, которая подчас творит чудеса. Утверждение о том, что убежденность матери может опровергнуть мрачные прогнозы врачей, могло бы показаться слишком категоричным, если бы не собственный опыт, которым поделилась Татьяна. В три года у ее сына была инвалидность по зрению, врачи говорили, что он не сможет ходить, в шесть лет в его карте было написано: «ребенок необучаемый». Сейчас он учится в 8 классе общеобразовательной школы на «отлично», у него спортивный разряд по лыжам.
— Когда ему было 8 лет, я ему сказала: «ты здоров, у нас с тобой все получится». Ограничения — только у нас в голове. Каждый ребенок, здоровый или больной, рождается с огромным потенциалом внутри, и раскрыть его помогает именно родительская вера.
Татьяна рассказала о своем исследовании эмоционального состояния родителей детей с инвалидностью и родителей здоровых детей. Можно предположить, что родители здоровых детей ими гордятся, считают их способными и талантливыми, и наоборот, родители детей с особенностями думают о них, как о слабых, несамостоятельных, неприспособленных к жизни. Но результаты оказались неожиданными — большинство женщин видят в своих детях сильную и самостоятельную личность, верят в их успехи, а многие из мам, у которых дети здоровы, считают их неудачниками. О том, как научить женщин безоценочно принимать себя и своих детей, Татьяна более подробно рассказала на своем мастер-классе.
Актуальной теме причин проблемного поведения ребенка и возможностям его профилактики в условиях семьи был посвящен и прошедший в тот же день традиционный общенациональный форум по проблемам семейного воспитания, в котором приняли участие директор центра академического взаимодействия УрГПУ Наталья Белоусова, заведующая кафедрой психологии образования УрГПУ Наталия Васягина, директор центра психолого-педагогической и медико-социальной помощи для детей и подростков «Ладо» Ирина Пестова, педагог-психолог детского сада № 12 Елена Григорян, председатель Свердловского областного родительского комитета Людмила Золотницкая, и — в качестве многодетного отца — Иван Попп, начальник управления научно-образовательной и проектной деятельности УрГПУ.
Участники форума попытались определиться с понятием "проблемное поведение", ответить на вопрос: такое поведение проблема прежде всего для кого - для самого ребенка, родителей, педагогов? Елена Григорян живо и интересно рассказала о том, как отличить проблемное поведение детей и возрастные особенности. Юлия Герасименко подчеркнула, как важно найти время, чтобы задать ребенку не дежурные вопросы, а поговорить с ним о насущном, важном и интересном для него.
Пресс-служба УрГПУ
Текст: Ксения Волянская
Фото: Василий Васильев