16 февраля по инициативе Всероссийского педагогического собрания при поддержке Общественного совета при Министерстве просвещения РФ состоялся круглый стол «Современные механизмы взаимодействия педагогов и родителей по патриотическому воспитанию школьников: опыт регионов». Его участниками стали 339 человек, представлявших 44 региона — от Якутии до Калининграда.
Представители политической сферы, руководители региональных органов управления образованием, практикующие педагоги и активисты-родители обсудили множество вопросов, касающихся патриотического воспитания школьников. Выступающие говорили о важности формирования социально-ответственной личности школьника, чувства сопричастности к истории родной страны. Свои наработки представили участники из разных регионов. Так, в Тюмени разработана межведомственная программа воспитания детей и молодежи, внедряется событийный подход, восстанавливаются школьные музеи, организован поисковый отряд. Представители института развития образования Мурманска рассказали о концепции патриотического воспитания в дошкольной сфере, включающей проекты «История моей семьи», «История моего имени». Собственная система воспитания разработана и успешно реализуется в одной из школ Вологодской области. Участница от Свердловской области, начальник управления образования Североуральска Ирина Ощепкова представила проект «Моя малая родина», посвященный патриотическому воспитанию в условиях небольших городов.
— В нашем университете мы совместно с музеем истории вуза и музеем «Шурави» создали совместный проект, посвященный детям-героям. Сейчас он тиражируется в образовательных учреждениях, чтобы воспитывать детей на подвигах героев в годы Великой Отечественной войны, в послевоенный период. Это создаст условия для формирования патриотических настроений у ребят. Еще один проект, разработанный в УрГПУ — фестиваль «Живая история», направленный на выявление молодежных проектов и практик, содержащих новые подходы и свежий взгляд в вопросе патриотического воспитания, — рассказал директор центра гражданско патриотического воспитания молодежи Владислав Середа.
Итогом обсуждения стала идея создать банк региональных практик, где будут аккумулироваться лучшие и наиболее эффективные идеи по патриотическому воспитанию молодежи. Также участники рассмотрели нормативную базу проблемы, методологию патриотического воспитания, перспективы использования современных методик патриотического воспитания в учебной деятельности.
Аналитик регионального ресурсного центра социально-педагогической направленности Виталий Дегтерев заострил внимание на важности понимания, кто такой патриот и в чем сущность патриотического воспитания, применительно к различным возрастным группам школьников, и на критериях результативности патриотического воспитания.
— Важно получить ответы на вопросы, как привлечь к этой работе родителей, что предполагает патриотическое воспитание в семье, как осуществить реальное взаимодействие школы и родителей не только в этом направлении, но и в целом в решении задач воспитания. Как готовить к организации патриотического воспитания будущих учителей — это уже задача конкретно для педагогического университета, — считает Виталий Анатольевич.
Проблема гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения будет рассматриваться и на форуме «Воспитание как стратегический национальный приоритет», который состоится в апреле на базе УрГПУ.
Пресс-служба УрГПУ
Кристина Черникова
Фото Виталия Неволина