Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Все разделы

Надо ли заставлять ребенка учиться? – в УрГПУ состоялась лекция профессора МПГУ

31 марта 2017 940
Поделиться
15.06.21 940
Поделиться

– Как заставить учиться ребенка-первоклассника, у которого недавно умерла любимая бабушка? – этот вопрос учителя во время актовой лекции «Речевая агрессия в педагогической среде» еще раз показал актуальность данной тематики.

– Не надо его заставлять, оставьте его в покое, пока он не переживет свое горе, не беспокойтесь, образование он получит, – ответила лектор Юлия Щербинина, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического государственного университета, автор девяти научных, научно-популярных и учебных книг.

В рамках III Образовательного форума «Педагогические мастерские: эффективная подготовка педагогических кадров» институт филологии, культурологии и межкультурных коммуникаций организовал творческую встречу с писателями, актовые лекции «Исторические изменения в морфемной структуре слова: анализ олимпиадных заданий» и «Русский язык как государственный, неродной и иностранный».

Юлия Владимировна осветила основные принципы работы педагога со школьниками, такие как готовность к любым нестандартным ситуациям, обладание чувством юмора и самоиронией, знание возрастной психологии и сведений об учениках.

 – Если учитель не может посмеяться над собой, над ним посмеется кто-то еще, – считает Юлия Владимировна. 

Лектор рассказала о видах агрессии; намеренной и нецеленаправленной, планомерной и оборонительной, наступательной и защитной:

– Обычно мы говорим об агрессии на уровне эмоций: угрозах, оскорблениях. Это открытая агрессия, но есть скрытые формы агрессии – клевета, сплетни.

Коснулась лектор и таких понятий как буллинг (агрессивное преследование одного из членов коллектива со стороны остальных членов коллектива или его части) и моббинг (

форма психологического насилия в виде травли сотрудника в коллективе, как правило, с целью его последующего увольнения), деонтология (наука о профессиональной этике, долге, моральных обязанностях), патогенное и саногенное мышление и других.

Обсудили приемы речевой защиты (игнорирование, переключение внимания, амортизация и др.)

– Врач и учитель – специальности, близкие по направленности, они должны заниматься оздоровлением людей, – заключила Юлия Владимировна.

 

Отзывы слушателей:

– Вопрос учителя (см.начало статьи) подтвердил, что речевая агрессия, может быть, не прямая, в учительской среде есть. Мы не понимаем, как вести себя в нестандартных ситуациях. А Вы к ребенку подойдите, вы его обнимите, ведь он потерял бабушку, очень близкого человека, а они в этом возрасте так болезненно это воспринимают. А ты, пожилой человек, разыграй эту роль, замени, и он всю жизнь тебе будет благодарен. Я узнала из лекции новые термины. Учитель тоже должен иногда ненавязчиво блеснуть новыми словами, чтобы дети знали, что он развивается. Я всегда им рассказываю, что я была на лекции профессора из Москвы, например. В моих классах практически не бывает проявлений агрессии. Почему? Наверное, потому, что я так люблю своих учеников! Я тоскую по ним во время каникул. Мы как одна семья. Мне кажется, когда ты искренне любишь детей, они тоже будут к тебе хорошо относиться, – считает Марина Овчинникова, учитель русского языка и литература школы № 22 г. Верхняя Пышма.

– Сегодня я получила ответы на многие свои вопросы, все мероприятия в рамках «Педагогических мастерских» вели практики, поэтому наши радужные ожидания подтвердились, – прокомментировала Кристина Гришунина, заместитель директора по учебной работе школы №15 г. Первоуральска. – Наши педагоги уже приезжали на это мероприятие два года назад, но темы были другие. Сегодня по совету коллег в УрГПУ приехало все школьное методическое объединение русоведов, и нам все очень понравилось.

 

Текст: Татьяна Мостон,
Фото: Василий Васильев.