Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Все разделы

«Находиться в пространстве взаимопонимания»: школы и УрГПУ сверили свое понимание наставничества в рамках школьно-университетского партнерства

25 октября 2018 705
Поделиться
22.06.21 705
Поделиться

24 октября на базе школы № 69 г. Екатеринбурга состоялся круглый стол в рамках проекта «Педагогическая интернатура», посвященный вопросам наставничества и подготовке интернов в системе школьно-университетского партнерства.

Встречу провели руководитель педагогической интернатуры, начальник отдела академического взаимодействия Наталья Белоусова, декан факультета педагогики и психологии дошкольного образования института педагогики и психологии детства, начальник учебно-методического управления УрГПУ Марина Бывшева и учитель начальных классов, заместитель директора по научной и учебно-методической работе школы № 69 Екатерина Белоцерковская. Со стороны образовательных организаций общего образования во встрече принимали участие кураторы студенческой практики из школ Железнодорожного района Екатеринбурга.

Круглый стол, точнее, встреча-диалог организована для того, чтобы все участники могли познакомиться друг с другом, подробнее узнать о проекте «Педагогическая интернатура», который уже несколько лет реализуется в УрГПУ. От обычной студенческой педагогической практики он отличается тем, что в нем принимают участие студенты, планирующие работать в образовательных организациях, мотивированные на педагогическую профессию. Их подготовка в рамках интернатуры шире, чем просто практика, она включает сразу несколько направлений знакомства с профессией педагога и профессиональные пробы.

— Мы хотели бы обозначить возможности работы со студентами на практике на нашей базовой площадке, которой является в нашем случае школа № 69. Екатерина Геннадьевна Белоцерковская и ее коллеги сегодня представят свой опыт подобной деятельности. Основная цель нашей встречи — найти точки соприкосновения и взаимодействия разных институтов УрГПУ и школ Железнодорожного района Екатеринбурга, которые будут принимать на практику наших студентов, причем это будут студенты разных профилей и разных курсов, со второго курса бакалавриата до первого курса магистратуры. У нас есть круг студентов, заинтересованных, мотивированных на педагогическую профессию, а наша с вами задача — обеспечить их вход в профессию, чтобы они могли попробовать себя, закрепиться в профессии, — так определила цель встречи Марина Бывшева.

Наталья Белоусова рассказала о принципах работы проекта «Педагогическая интернатура» и отдельно остановилась на результатах самооценки выпускников УрГПУ и оценки их работодателями. В целом работодатели высоко оценивают квалификацию выпускников УрГПУ. Но основной упор был сделан на том, над чем еще нужно работать, на дефицитных, «провисающих» компетенциях. Это прежде всего представление себя в профессии педагога, представление результатов своего труда и способность воспринимать и анализировать новую информацию. Наталья Сагидулловна кратко рассказала о том, как реализуются в УрГПУ все направления работы с интернами. Например, у них есть информационно-ознакомительный этап — знакомство с образовательными организациями. Интерны сами высказывают пожелания, где бы они хотели побывать. В соответствии со своим запросом они уже побывали в школе № 18, собираются посетить гимназию № 205 «Театр», гимназию № 104. На этапе рефлексии интерны обсуждают о проблемы, которые их волнуют, формулируют пожелания. К примеру, они испытывают потребность больше узнать о работе с детьми с ОВЗ, и актовая лекция на эту тему будет для них прочитана уже в ближайшее время. И наконец, третье направление — практико-ориентированное. Его цель — дать интернам возможность профессиональной пробы. И здесь роль наставника, учителя, помогающего интерну во время практики, не может быть недооценена. Профессиональные пробы с сопровождением — именно тот фактор, который может сыграть решающую роль для принятия выпускником решения, идти или не идти работать в школу.

Далее разговор с кураторами, координаторами практики, наставниками Железнодорожного района снова повела Марина Бывшева. Одним из основных проектов Министерства просвещения РФ является внедрение новой модели аттестации или, шире говоря, Национальной системы учительского роста, которая предполагает не только введение в профессию начинающих педагогов, но и обеспечение профессионального роста уже практикующих педагогов. Сегодня требуется не предъявление материалов, подтверждающих компетентность, а предъявление компетентности. «Маяки» на пути педагога — это профессионально-педагогическая подготовка в рамках вуза и профессиональный стандарт педагога. С учетом этих двух ориентиров и будет происходить построение карьеры, вертикальной и горизонтальной. И это касается обеих сторон процесса — учителя, делающего в профессии первые шаги, и учителя, осуществляющего движение к самой высокой ступени карьеры «педагог-наставник».

Марина Валерьевна опросила участников встречи о том, как они видят школьно-университетское партнерство, его формы, бонусы для сторон, плюсы и возможные минусы. Ответы учителей были откровенными и очень продуманными, содержательными. Так, говоря о формах партнерства, они назвали студенческую практику, целевое обучение, методическое сопровождение молодых педагогов, проектирование совместных мероприятий (из ближайших следует назвать Педагогические чтения 1 ноября, посвященные теме ранней профилизации, и Форум молодых педагогов 16 ноября). Было высказано и единодушно поддержано предложение, чтобы методист, который принимает студента, тоже получал сертификат о повышении квалификации, поскольку он в ходе взаимодействия должен вникнуть в большое количество новой информации, которую приносит студент. Такой сертификат может стать важным бонусом наставничества.

Плюсов наставничества было названо много. «Если мы хорошо принимаем студентов, они к нам возвращаются», — говорили учителя. Отмечено было, что для методиста и наставника это тоже опыт и повышение квалификации. Это новый личный опыт, новый путь развития, смена привычных ролей, взаимодействие, меняющее обе стороны к лучшему, обогащающее новыми идеями.

Прозвучала интереснейшая мысль: наставничество в рамках школьно-университетского партнерства — это возможность снять взаимные претензии школы и вуза, от первой — что вуз «плохо готовит молодые кадры», от второго — что в школе их «плохо принимают». В обстановке открытости друг другу проще унифицировать свои представления и о молодом педагоге, который завтра придет или только что пришел в школу, и о наставнике. Можно научиться выступать единым фронтом, как партнеры, которые делают одно общее дело, преследуют общую цель. Заниматься наставничеством — это значит находиться в пространстве взаимопонимания.

У нынешней системы наставничества есть и минусы: это большая нагрузка на наставников и определенный риск для детей, что тема, которую они прошли с практикантом, останется непроработанной как надо.

Ответом на этот и многие другие вопросы стало выступление Екатерины Белоцерковской и ее коллег и помощников — учителя начальных классов Марии Пановой, тоже недавней выпускницы УрГПУ, и студентки 4 курса Анастасии Тупицыной.

Екатерина Геннадьевна рассказала о том, что школа № 69, испытывая в момент своего создания жесткий дефицит педагогических кадров, пошла на эксперимент, который многие в то время сочли рискованным — стала базовой площадкой УрГПУ по студенческой практике и начала принимать практикантов практически в режиме нон-стоп. В работу со студентами вкладывалось и вкладывается очень много сил и времени. Риск оправдался. Теперь процент студентов, прошедших через такую практику и выбравших своим делом педагогику — то, чем можно гордиться.

Самым главным качеством наставника Екатерина Геннадьевна назвала способность идти на контакт со студентом и готовность развиваться самому. Можно быть хорошим учителем, но не иметь этих качеств — тогда такой педагог не может быть наставником, задачи практики не будут выполнены. Очень важно слушать и слышать друг друга, уметь правильно задавать вопросы, чтобы получать ответы, которые дадут необходимую информацию. Маленькая деловая игра показала, что ставить вопросы нужно учиться — и стажистам это так же важно, как и молодым педагогам.

Большой интерес вызвал рассказ об опыте бинарных уроков. Это форма сопровождения, поддержки, передачи опыта, и ею в школе пользуются очень широко. Урок ведет практикант, а наставник может в любой момент к нему присоединиться, если видит, что что-то идет не так. В результате практикант чувствует себя увереннее и осознает свои дефициты лучше, а дети не страдают от того, что материал им дает неопытный педагог.

Участники единодушно назвали встречу полезной и нужной, высказались за продолжение работы в таком формате. Все школы Железнодорожного района ждут студентов на практику и готовы предоставить рабочие места выпускникам по многим профилям подготовки.

Пресс-служба УрГПУ
Текст: Ирина Шаманаева
Фото: Василий Васильев