Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Все разделы

В УрГПУ обсудили возможности национальной системы учительского роста

21 декабря 2017 522
Поделиться
Рассказать

20 декабря в пресс-центре Уральского государственного педагогического университета состоялась пресс-конференция, посвященная вопросам развития в регионах национальной системы учительского роста «Национальная система учительского роста: проблемы и перспективы реализации всероссийского проекта для педагога».


Обсуждение прошло в рамках  II субфорума «Школьно-университетское партнерство как ресурс профессионального роста педагога». Субфорум работает на базе УрГПУ 20-21 декабря.

Национальная система учительского роста – это возможность профессионально поднимать свою квалификацию на протяжении всей своей карьеры, подтверждать это на определенных этапах, и получать при этом определенное повышение своей заработной платы, потому что заработная плата должна соответствовать уровню квалификации и показателям качества работы учителя. – Рассказала заместитель директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования министерства образования и науки РФ Ирина Мануйлова.

Сам проект родился в рамках «Комплексной программы повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций», принятой правительством в 2014 году. Он включает четыре раздела. На двух из них спикер остановилась подробнее:

–  Эти два направления – непосредственно модернизация педагогического образования как система подготовки педагогов и повышения квалификации и национальная система учительского роста – перекликаются друг с другом, потому что те изменения, которые прошли в системе подготовки будущих педагогов за четыре года, беспрецедентны. – Подчеркнула Ирина Викторовна.

–  Стандарты школы требуют совершенно иного учителя. Поэтому система подготовки педагога должна была измениться. И мы меняем реальное содержание этой работы – разработаны новые ФГОСы, разработаны новые предметно-образовательные программы. В чем их отличие? Первое – структура программ сегодня стала модульной, эти модули позволяют обеспечить единство подготовки педагогов, независимо от того, в каком вузе их готовят. Мы говорим о едином образовательном пространстве нашей страны. Это модуль воспитательный, это модуль психолого-педагогический, это модуль методической работы, модуль предметно-содержательный. То есть гарантия того, что наши будущие учителя будут на высоком уровне владеть компетенциями по результатам освоения этих модулей.

Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования министерства образования и науки РФ также отметила необходимость увеличения времени на практическую подготовку педагогов.

Если соотнести требования предыдущих стандартов и новых, в три раза увеличен объем времени, отводимого на практику. Это чрезвычайно важно! Практика сегодня для студентов педагогических вузов в обязательном порядке начинается со второго курса, что делает будущего педагога потенциально более самостоятельным и готовым к работе в школе.

Другой отличительной особенностью модернизации педагогического образования стало несколько экспериментальных направлений: увеличение двухпрофильного бакалавриата. За три года процент поступающих и обучающихся на двухпрофильном бакалавриате у нас вырос от 7,4% в 2014 года до 37,5% в 2017 году от числа поступивших

Ирина Викторовна отметила ,что процент целевиков, поступающих в педвузы, значительно вырос в последние годы.

Процент целевиков достаточно низок по России, но три года назад это было 3%. В 2017 году это 8,8%. В каких-то вузах больше, в каких-то меньше. Поставлена задача – повысить средний балл этих ребят. Он должен быть максимально приближен к среднему баллу поступления на общих основаниях. Пока разрыв колеблется от 1-2 до 7-8 баллов в разных вузах.

Реализовать модель целевого обучения невозможно, если не предусмотреть со стороны региональных органов исполнительной власти мер поддержки для молодых педагогов. Это могут быть и дополнительные выплаты к заработной плате и нематериальная помощь, которая выражается в предоставлении служебного жилья, еще каких-то дополнительных мерах поддержки. В ином случае мы оставляем молодому педагогу только один выбор: если хочешь получить заработную плату, значит ты берешь бОльшую нагрузку. Но бОльшая нагрузка для молодого педагога однозначно приводит к понижению качества его работы. Вот эта поддержка как раз позволяет нивелировать эту тенденцию.

Ирина Мануйлова подчеркнула необходимость сопровождения выпускников педагогических вузов после завершения ими обучения:

Наши студенты, когда уходят в самостоятельную педагогическую деятельность, к сожалению, сразу теряют возможность  получать квалифицированную методическую помощь и поддержку со стороны своих руководителей – то, чем они успешно пользовались, когда проходили педагогическую практику.

Нередко те трудности, с которыми они сталкиваются, для них кажутся непреодолимыми. Человек уходит из профессии. Вот такое длительное сопровождение позволит оперативно реагировать на проблемы и вопросы, которые возникают у молодого педагога, разрешая сложные ситуации. Самое главное, что выстраивается  его профессиональная карьера, потому что успешность – это главное условие сохранности педагога в своей работе.

Ирина Мануйлова: «Успешность – это главное условие сохранности педагога в своей работе!»

Когда мы говорим о национальной системе учительского роста, мы понимаем, что для учителя должна быть возможность педагогической карьеры: учитель, учитель-наставник, учитель-методист. – Сообщила заместитель директора департамента Минобра РФ. – Три разные должности должны иметь разное финансовое обеспечение, в зависимости от того, какие трудовые функции они выполняют.

Введение этих должностей, по мнению Ирины Викторовны,  поможет реализовать механизм наставничества в школе, методической поддержки работы всего педагогического коллектива.

На мой взгляд, это станет реальным стимулом для того, чтобы учителя, которые приходят в школу, видели возможность своей будущей профессиональной карьеры.

Говоря об эффектах реализации программы за 4 года Ирина Мануйлова отмечает:

Мы впервые получили серьезный конкурс в педагогические вузы. В 2017 году конкурс был более семи человек на место. Достаточно высокие баллы ЕГЭ, увеличилось число олимпиадников, которые имеют 100 баллов и пришли в педагогический вуз. В 2013 году таких не было вообще. В 2014 их было всего 16 человек, а в этом году их 195. Это заявка на серьезную подготовку. – Отметила заместитель директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования министерства образования и науки РФ.

Продолжая тему педагогического наставничества, заместитель начальника отдела профессионального образования и государственного задания министерства общего и профессионального образования Свердловской области Михаил Корягин назвал цифры, подчеркнув, что  в образовательных организациях за опытными учителями-наставниками сегодня закреплены  54 педагога, которые окончили педагогический университет

–  В дальнейшем подобная работа будет продолжена на территории других муниципальных образований региона. – Заявил Михаил Геннадьевич.

Ректор Уральского государственного педагогического университета Алевтина Симонова рассказала о реализации в УрГПУ проекта создания Уральского педагогического кластера и участии вуза в проекте модернизации.

На протяжении нескольких лет в УрГПУ реализуется проект создания Уральского педагогического кластера, в который входят образовательные учреждения самого разного уровня.

В истории педагогического образования были разные периоды, разным было и отношение, как со стороны общества, так и со стороны министерства образования и науки РФ. Проект модернизации педагогического образования все расставил по своим местам.

Педагогические вузы признаны вузами необходимыми для жизнедеятельности общества. УрГПУ всегда отличала активность: научная, педагогическая, активность в сотрудничестве с органами власти и школами. Участие в проекте модернизации позволило вывести нашу работу на новый уровень. Наши преподаватели ознакомились с самыми различными практиками, почувствовали уверенность в реализации новых подходов к обучению студентов, повышению собственной квалификации. Что позволило нам выйти на новый уровень развития. Мы благодарны учредителю за такую возможность.

Мы участвовали в апробации 13 основных образовательных программ, в проекте «целевое обучение», в апробации профессионального стандарта педагога.

Все аспекты, которые были представлены в проекте модернизации, мы апробировали. Поддерживаем развитие проекта и призываем не останавливаться на достигнутом. Для университетов всегда важно иметь зону ближайшего и зону дальнего развития, с тем, чтобы мы могли планировать свою деятельность и также работать с нашими преподавателями – молодыми и возрастными. Очень важно создавать для них эту нишу развития.

Думаю, что проект «национальная система учительского роста» жизнеспособен и в нашем регионе получит свою поддержку.

Пресс-служба УрГПУ
Текст: Юлия Афанасьева,
Фото: Василий Васильев

Видео: ТАСС