Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Rus
Eng
Все разделы

Неформальное образование в УрГПУ: образование со знаком качества

30 марта 2018 608
Поделиться
Рассказать

Центр реализации студенческих проектов и программ третий год реализует проект «Центр неформального образования».

Неформальное образование – это разновидность дополнительного образования, основанная на педагогической модели, предусматривающей постижение всего через целенаправленно организуемую практическую образовательную деятельность, ориентированную на потребности обучающих, осуществляемую при помощи специалистов-практиков (не обязательно – профессиональных педагогов) по разработанным программам посредством активных и интерактивных форм. Результатом выступает освоение обучающимися необходимых компетенций

Для чего создавался этот проект? Кому он нужен? Тем, кто помимо основных учебных программ хочет освоить и дополнительные, причем сделать это в нестандартной форме: здесь знания и навыки усваиваются не на лекциях и семинарах, а в игровой и тренинговой форме.

Вам тяжело даются те или иные предметы? Вы хотите поучить больше знаний и умений в своей профессии? Освоить смежную? Успевать делать гораздо больше, чем сейчас? Легко общаться с людьми? В том числе – и с иностранцами? Попробовать себя в новом амплуа? Показать себя со сцены? Превращать свои идеи в работающие проекты и получать на них гранты? Вы любознательны, пытливы, готовы преодолевать страх непривычных действий? Именно для таких неравнодушных к своему будущему студентов и создавался этот проект.

Заинтересовала студентов программа «Школа английского языка». Третий год занятия по этой программе ведет Александр Бородин. Начинал он, еще будучи студентом института иностранных языков, сейчас уже окончил наш университет, работает учителем английского языка в школе № 66, но продолжает помогать студентам осваивать новые знания и умения. В этом учебном году в связи с большим количеством заявок пришлось создать несколько групп для занятий английским языком. И удалось найти новых преподавателей «Школы английского языка». Ими стали студентки последних курсов ИИЯ Валерия Мусихина, Александра Курдова, Анна Малясова.

Занятия проходят интересно, студенты проигрывают варианты общения на английском языке в различных жизненных ситуациях. Знакомство происходило в форме игры, которая также позволила определить уровень знаний студентов и их языковые способности, затем студенты представили себя, составив мини-презентации, обсуждение которых проходило в форме парной работы и группового обсуждения. На занятиях студенты рассказывают о себе, своем доме, семье, своих увлечениях, кружках и секциях, которые посещают. Было весьма неожиданно узнать, что кто-то из юношей занимался танцами (в том числе бальными), а одна девушка мечтает прыгнуть с парашютом. Несмотря на некоторые стеснения, уже в конце второго занятия студенты смогли найти общий язык, подружиться и весело обсуждать предложенные темы, договариваться о совместной деятельности в области общих интересов.

В «Школе английского языка» студенты много узнали о том, что нужно делать, чтобы уверенно читать англоязычную литературу, а также о методах улучшения произношения. На занятии одновременно прорабатывается грамматика, произношение, вводятся в употребление новые слова на английском языке, отрабатываются навыки чтения, говорения, письма и аудирования.

Завершилось обучение по программе «Первая помощь: для педагогов». Эта программа предназначена для обучения будущих учителей оказанию первой помощи при возможных травмах. Дети очень активны, любят бегать, прыгать через несколько ступеней лестниц, иногда дерутся… Часто такая активность приводит к различным травмам (ушибам, растяжениям, переломам и т.д.). Что может сделать учитель в такой ситуации, как помочь пострадавшему школьнику – этому студентов обучали Анастасия Остальцова и Анастасия Прыткова, представители Всероссийского студенческого корпуса спасателей.

Как не попасть в финансовую ловушку, отличить честное предложение финансовой организации от «финансовой пирамиды», правильно рассчитать будущую пенсию – этому и многому другому обучают в рамках программы «Финансовая грамотность», которую ведут студенты института психологии Александр Бурцев, Анастасия Бердникова, Виктория Гребе, Максим Спичкин и Алена Шорикова под руководством кандидата экономических наук Алены Германовны Оболенской. Студенты во время занятий знакомятся с основными понятиями и инструментами взаимодействия с участниками финансовых отношений, основными принципами принятия оптимальных финансовых решений в процессе своей жизнедеятельности, принципами функционирования финансовой системы современного государства; сформировать понимание личной ответственности за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами; учатся находить информацию финансового характера, своевременно анализировать и адаптировать её к собственным потребностям, определять стратегические цели и задачи в области управления личными финансами; подбирать альтернативные пути достижения поставленных целей и решения задач; понимать свои права и обязанности в сфере финансов.

Программа «Школа проектной деятельности» помогает студентам разрабатывать проекты для решения различных проблем, которые они считают важными, оформлять грантовые заявки. Студенты узнают, в чем разница между целями и задачами, как распределить функции в команде, какие бывают виды ресурсов и где их можно получить. Занятия по этой программе ведет заведующий сектором студенческих проектов и неформального образования Илья Семенович Шахнович. Ряд студентов, обучавшихся по этой программе, уже представили свои проекты на различные областные и всероссийские конкурсы и даже получили гранты.

Одной из наиболее интересных и зрелищных является программа «Театральная педагогика как средство формирования общекультурных компетенций». Современный мир меняется стремительно. И на учебе, и на работе, и в быту молодой человек сталкивается с разными ситуациями, в которых велика степень неопределенности, нет заранее известного способа действий, гарантированно ведущих к успеху. Данная программа призвана помочь справляться с такими ситуациями, опираясь на свои творческие способности. Навыки, полученные при обучении по программе, дают возможность продуктивно действовать в ситуации новизны и неопределенности, при недостатке информации, когда нет заранее известных способов действий, гарантированно ведущих к положительному результату. 

Ведущая программы – педагог-методист дополнительного образования с 26-летним стажем Надежда Михайловна Серебренникова – в качестве основного принципа обучения цитирует Шекспира: «Весь мир – театр, а люди в нем – актеры». Студенты учатся использовать приемы театрального мастерства в обыденной жизни, успешно выходя из сложных ситуаций. Удачной находкой было создание студентами, обучающимися по этой программе, Социального театра «Отражение», который уже неоднократно давал свои представления и в УрГПУ, и за его пределами. Из последних: выступление 30 января в Региональном центре патриотического воспитания, посвященное Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, в котором прозвучали стихи и песни о войне в исполнении студентов института музыкального и художественного образования Анны Пшеничниковой, Марии Пановой и магистранта, работника библиотеки УрГПУ Сергея Беспятых

26 февраля в актовом зале ИИЦ-Научной библиотеки в рамках месячника Защитника отечества была показана ежегодная студенческая концертная программа «Мы помним всех по именам», посвященная памяти павших героев Отечества, организованная при участии Заслуженного артиста республики певца Егора Славина. В программе прозвучала музыка и стихи отечественных поэтов и композиторов. В марте была представлена театрализованная игровая программа для студентов института педагогики и психологии детства «Пеппи в стране веселения». В роли Пеппи успешно дебютировала Александра Парфенова, студентка института специального образования. А 25 марта на площадке Муниципального объединения библиотек состоялся показ спектакля по мотивам философской сказки-притчи Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Благодарные зрители долго не отпускали своими аплодисментами участников спектакля.

Занятия по программам неформального образования насыщены различными формами и методами обучения: информационные материалы предоставляются в виде презентаций в формате скрайбинга и раздаточного материала, практических упражнений для актуализации изучаемых тем; деловых и сюжетно-ролевых игр; просмотра тематических видео- и мультипликационных фильмов и других интерактивных форм. Все это позволило сделать программы максимально интересными, практикоориентированными и познавательными для обучающихся. С помощью активных методов обучения каждый может отработать и натренировать в себе необходимые компетенции для успешного управления деятельностью в самых различных сферах. Приятным завершением образовательного процесса станут сертификаты об обучении по программам неформального образования УрГПУ.

Текст: Илья Шахнович, преподаватели программ неформального образования
Фотографии предоставлены авторами