Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Rus
Eng
Все разделы

Немецким гостям представили основные проекты в деятельности УрГПУ

12 октября 2018 462
Поделиться
Рассказать

В УрГПУ продолжается визит делегации немецких педагогов из Института по вопросам миграции и переселенцев, г. Эрлингхаузен, Северный Рейн-Вестфалия. 11 октября состоялся круглый стол с участием ректора УрГПУ Светланы Минюровой «Научно-образовательные, социально-культурные и международные проекты: многообразие форм и направлений». На мероприятии присутствовали директора департаментов и центров, директора и деканы институтов и факультетов, заведующие кафедрами, профессора, доценты, преподаватели УрГПУ.

— Данная тема появилась не случайно. В результате глобальных социально-экономических трансформаций в мире, реформирования системы образования в России изменились условия существования вузов. Конкуренция на рынке образовательных и научных услуг, борьба за финансирование обусловили задачу повышения эффективности и конкурентоспособности вузов. Решение данной задачи потребовало разработки новых подходов и инструментов управления вузом. И если в 1990-е годы в стратегическом управлении вуза использовались процессные подходы, то сегодня это проектное управление, — сказала, открывая мероприятие, заведующая кафедрой педагогики института педагогики и психологии детства УрГПУ, доктор педагогических наук, профессор Юлия Галагузова.

Ректор УрГПУ Светлана Минюрова приветствовала немецких гостей и выступила с основным докладом, в котором рассказала о базовых национальных проектах Российской Федерации «Наука» и «Образование», о федеральных проектах в области образования — «Современная школа», «Цифровая школа», «Современный родитель», «Молодые профессионалы», «Равные возможности для каждого», «Учитель будущего» и других, и федеральных проектах в области науки. Свердловская область обладает мощным потенциалом для участия в их реализации, здесь 38 вузов, 1400 школ. И что примечательно, почти 11% всех студентов в Свердловской области обучаются педагогическим специальностям. Светлана Алигарьевна рассказала о том, что в Свердловской области по инициативе УрГПУ создан педагогический кластер, и осветила со всех сторон участие УрГПУ в реализации федеральных проектов в области образования — и на этапе ориентации на профессию педагога, и на этапе подготовки к профессии, и даже после того, как молодые учителя получают дипломы и приступают к работе. Ассоциация молодых педагогов Свердловской области — очень важный совместный проект УрГПУ и партнеров.

Нина Бугуева, начальник отдела развития международных образовательных проектов, рассказала о международном сотрудничестве УрГПУ. Партнерами университета являются 19 стран ближнего и дальнего зарубежья, причем в одной стране может быть несколько вузов-партнеров. В Германии, например, УрГПУ сотрудничает с четырьмя вузами. Подробно Нина Владимировна остановилась на старейшем международном проекте УрГПУ — «Глобальные партнеры в образовании» и его двух составляющих, «Глобальное понимание» и «Глобальное лидерство», рассказала, как происходит общение студентов, какие темы они обсуждают в ходе встреч. Гости из Германии узнали еще о двух проектах УрГПУ — «Межкультурный диалог по-русски» и «Учить и учиться по-русски».

Доцент кафедры немецкой филологии института иностранных языков Елена Макарова и старший преподаватель этой кафедры Екатерина Иванова выступили с очень интересными сообщениями о конкретных проектах российско-германского культурного и образовательного сотрудничества — в одном случае это был опыт визитов и общения молодежи между собой с посещением различных предприятий и общим досугом, который организовывали семьи принимающей стороны, а в другом случае — опыт русско-немецкого театра, совместных студенческих театральных постановок.

Представитель немецкой делегации Ульрих Бринкер рассказал, в свою очередь, о том, чем занимается Институт по вопросам миграции и переселенцев. Он подчеркнул, что институт очень маленький, задачи у него в основном практические — помочь людям научиться навыкам, которые помогут им адаптироваться и свободно себя чувствовать в новых условиях. Когда-то их контингентом в основном были переселенцы из Восточной Германии, потом — иммигранты и переселенцы из Восточной Европы и бывшего СССР. Учить этих людей нужно разным вещам, например, компьютерной грамотности.

Ульрих Бринкер напомнил о двух философских категориях свободы: «от чего-то» и «для чего-то». С освобождением от различных зависимостей перед человеком встает вопрос, как стать свободным уже «для» — новых возможностей, новой реальности. И хорошо, когда рядом оказываются люди, способные дать ориентиры. У института есть несколько вузов-партнеров, но партнерство их не основано на совместных научных исследованиях, главная цель — это оказать практическую помощь в работе именно с беженцами, переселенцами, трудовыми мигрантами.

Институт сотрудничает с католической церковью Германии и носит имя святой Ядвиги Силезской. Ульрих Бринкер отметил, что эта святая родилась в Баварии, но прославилась в Польше, то есть на востоке от своей родины.

— Мы строим мост между Западом и Востоком, — так определил господин Бринкер суть своей работы и своих коллег.

Далее на круглом столе было представлено еще несколько проектов — воспитательной работы в вузе (директор центра культурно-образовательных проектов Ирина Грибан и начальник управления научно-образовательной и проектной деятельности Иван Попп), Детской академии изобретательства (директор ИПиПД Сергей Новоселов и декан факультета педагогики и психологии дошкольного образования Марина Бывшева), духовно-нравственного воспитания (доценты кафедры теории и методики воспитания культуры творчества ИПиПД Станислав Погорелов и протоиерей Игорь Бачинин), Творческая лаборатория социальной инклюзии (Юлия Галагузова).

УрГПУ представил практически все свои значимые проекты, и каждый присутствующий смог убедиться — проектная работа в вузе охватывает практически все стороны работы со студентами — будущими педагогами.

Пресс-служба УрГПУ
Текст: Ирина Шаманаева
Фото: Александра Карпушева