Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Eng
Все разделы

«Необходимо сетевое, кластерное взаимодействие педагогического вуза со школами и предприятиями»

23 июня 217
Поделиться
23 июня 217
Поделиться

20 июня на Педагогическом образовательном онлайн-форуме «Педагогическое образование в условиях системной трансформации современного общества» состоялась секция «Педагогический университет — сельской школе: возможности и перспективы» с участием УрГПУ.

Секция прошла на электронной площадке Набережночелнинского государственного педагогического университета. Здесь выступили Алексей Махновецкий, директор екатеринбургской школы № 55, территориально находящейся в поселке Совхозный и имеющей статус сельской школы, и Марина Бывшева, руководитель центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников по модели «стандарт» «Учитель будущего», УрГПУ.

Докладчики отметили, что УрГПУ имеет длительный опыт сотрудничества с сельскими школами, так же, как и с городскими. Он сложился не случайно, а в рамках национальной системы учительского роста, которая внедряется в настоящее время и требует нового качества профессионалов.

— Сегодня мы задумываемся о том, как учителю от профессиональной квалификации переходить к профессиональному мастерству, — сказала Марина Валерьевна. — Речь идет о том, чтобы совершенствовать компетенции учителей, ориентируясь на профессиональные стандарты. И в связи с этим школьно-университетское партнерство — та возможность, которая позволяет всем нам, находясь в единой среде, обеспечить непрерывный рост компетентности и профессионального мастерства педагогических работников, она является значимым и действенным механизмом в том случае, если мы имеем совместную цель и можем строить нашу деятельность в сетевой форме.

Проект «Учитель будущего», который реализуется сегодня в рамках национального проекта «Образование», представлен на площадке УрГПУ Центром непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников. Университет делает ставку на такие механизмы как стажировки, горизонтальное обучение. Активно развивается цифровая среда. Профессиональное сообщество включается в этот процесс, формируется единая среда единомышленников, которые движутся в одном направлении.

В 2019 году по всей стране было создано больше 2000 центров образования гуманитарного и цифрового профиля «Точка роста». Среди целей — концентрация усилий педагогов, повышение эффективности педагогического труда при совершенствовании преподавания учебных дисциплин и осуществлении проектной деятельности. Сотрудничество с педагогическим университетом открывает перед центрами самые широкие возможности.

— Системная совместная работа в направлении профориентации, постоянное заключение договоров целевого обучения решают проблему кадрового дефицита и обеспечивают потребности школы в долгосрочной перспективе, — раскрыл эту мысль Алексей Витальевич Махновецкий. — Кроме того, школа и ее структурные подразделения вправе заключать договоры для сотрудничества с педагогическим университетом. Это позволяет студентам педагогической интернатуры погружаться в среду сельской школы с более глубоким и осознанным пониманием ее проблем. Это решает проблему выбора и для работодателя, и для студента. Очень важно в рамках таких соглашений прорабатывать комплексные планы сотрудничества с педагогическим сообществом и решать конкретные проблемы конкретной школы вместе с университетом, реализуя долгосрочные программы.

Докладчики подчеркнули, что в ситуации удаленного обучения происходит ревизия всех ресурсов, возникают новые задачи. В рамках национального проекта «Образование» есть центры повышения профессионального мастерства педагогических работников, есть «Точки роста», но есть также центры цифровой трансформации образования. В Свердловской области в связи с этим возник проект школьно-университетского партнерства «Учимся вместе». Он создан на канале YouTube и имеет широкую географию. Педагоги представляют разработанные и записанные ими уроки, которые могут комбинировать при ведении образовательного процесса с детьми. Это очень востребовано именно в сельской местности. Кроме того, обучаясь записывать такие уроки, педагоги повышают свою профессиональную компетентность. Таким образом, сотрудничество выходит за границы формальности, опирается на соглашения и позволяет достигать общего результата. И очевидно, чем больше сетевых партнеров присоединится, тем проблемы сельских школ будут решаться эффективнее.

Итоги форума

Форум «Педагогическое образование в условиях системной трансформации современного общества» стал одним из наиболее знаковых событий, направленных на укрепление единого образовательного пространства России в контексте поиска и разработки новых подходов к его дальнейшему развитию.

Организаторы форума: Министерство просвещения, Институт стратегии развития образования Российской академии образования, Московский педагогический государственный университет, Ассоциация развития педагогических университетов и институтов, Евразийская ассоциация педагогических университетов

За два дня, с 19 по 20 июня, на форуме выступило 100 спикеров, работало 10 модераторов и более четырех тысяч участников, от которых прозвучали слова благодарности в адрес МПГУ, РАО, Минпросвещения, педагогических университетов, проявивших неравнодушие и организовавших эффективную совместную работу. Одновременно было зафиксировано 1500 просмотров в YouTube. Участники форума единогласно сошлись на том, что система образования страны выиграет от коллаборации педвузов.

— Болонская система образования в российской педагогике не работает потому, что не решает задач наших школ. Мы должны вернуться к специалитету при подготовке учителя. Переход педвузов в подчинение Минпросвещения — основание системной работы по использованию потенциала педагогических университетов для развития общего и педагогического образования. Теперь, у каждого университета с собственной программой развития будет возможность напрямую включаться в работу над задачей, поставленной президентом по вхождению России в десятку лучших стран мира по качеству школьного образования. Работа двух дней форума показала, что, объединив усилия, транслируя инновационный опыт и опираясь на традиции, мы можем выстроить подвижную, динамичную систему педагогического образования, которая будет отвечать требованиям времени и его новым вызовам, — прокомментировал ректор МПГУ Алексей Лубков в завершение форума.

Участники отмечали, что форум можно рассматривать как точку запуска для продолжения необходимых дискуссий.

О необходимости междисциплинарной интеграции высказалась заместитель ректора по развитию сотрудничества в области педагогического образования РГПУ им. А. И. Герцена Ирина Кондракова:

— Необходимо сетевое, кластерное взаимодействие вуза со школами и предприятиями, — считает эксперт.

Пресс-служба УрГПУ
Ирина Шаманаева,
фото участников и МПГУ