Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Все разделы

«Неслучайные встречи» в научной библиотеке УрГПУ: уроки человечности

9 октября 84
Поделиться
Рассказать

3 октября в литературной гостиной к Международному дню учителей встретились читатели — студенты третьего курса института педагогики и психологии детства УрГПУ под руководством Светланы Томиловой, кандидата филологических наук, доцента.

Как на машине времени мы совершили увлекательное путешествие по страницам классических и новых книг об учителе и школе: вспомнили сюжеты и героев, постарались выйти на проблематику, затронутую автором. В центре обсуждения были лучшие произведения на педагогическую тему, где создан образ учителя — неравнодушного, заинтересованного, чуткого: повесть «Первый учитель» Чингиза Айтматова, рассказ «Уроки французского» Валентина Распутина, «Работа над ошибками» Юрия Полякова. В диалоге раскрылся глубокий общечеловеческий смысл произведений — о незаурядной личности учителя, его роли в становлении человека, об уроках жизни и духовного опыта героев. Рефреном прошла эта тема в выступлениях почетного гостя встречи Зинаиды Гузненко, кандидата исторических наук, профессора, и руководителя студенческого театра «Отражение» Надежды Серебренниковой

Качественная художественная литература о школе несет неисчерпаемый материал для размышления, она в образно-эстетической форме актуализирует нравственные основы педагогической деятельности. Так, в финале повести «Первый учитель» Ч. Айтматов возвращается к ее главной идее — теме учительства как сподвижничества и неоценимости влияния на личность. Художник всматривается в наброски начатой картины: «Напиши тополя Дюйшена и Алтынай, те самые тополя, которые доставили тебе в детстве столько отрадных мгновений, хотя ты и не знал их истории. ... Это может быть тот момент, когда Дюйшен переносит на руках ребятишек через речку ... А не то напиши, как учитель провожает Алтынай в город... Напиши такую картину, чтобы она отозвалась в сердце каждого человека». А как эта картина отзовется в нашей душе? Какой видится еще ненаписанная Вами жизненная и профессиональная «картина»? 

 В обсуждении рассказа «Уроки французского» В. Распутина ключевым был вопрос «Что это была за игра?», ведь молодая учительница играет с подростком на деньги. Студенты подготовились заранее и хорошо знали сюжет рассказа, а вот дискуссия помогла выйти на глубинный гуманистический посыл прозы В. Распутина. Как объяснить поступок Лидии Михайловны? Какая цель учительницы? А средство ее достижения? Но ведь Лидия Михайловна подыгрывает ученику. Смысл этой игры? Какова оценка поступка Лидии Михайловны директором школы? Какие события следуют? Как бы вы поступили на месте учительницы? 

 Весь рассказ строится на нравственном противоречии цели и средства ее достижения. Следует отойти от наивно-реалистического понимания произведения, перейти его к художественно-эстетическому восприятию, приему преувеличения, доведения до крайности событий — заострения основного конфликта. Что в себе заключает название рассказа? Конечно, прежде всего, бесценный опыт жизни: преподанные учительницей уроки сердечности и доброты мальчик пронес через всю свою жизнь.

В. Г. Распутин: «Я написал этот рассказ в надежде, что данные мне в свое время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого человека»

Текст: Лилия Якина, ИИЦ-НБ